Все интересное в искусстве и не только. Кацусика хокусай картины Художник хокусай картины

Все интересное в искусстве и не только. Кацусика хокусай картины Художник хокусай картины
Все интересное в искусстве и не только. Кацусика хокусай картины Художник хокусай картины

В 1814 году Хокусай выпускает свою первую книгу, задуманную им как пособие для художников - «Манга». Однако, в «Манга» художник вышел за рамки скромной и весьма ограниченной задачи - создать пособие по рисованию; в «Манга» нашли отражение важнейшие идейные и художественные взгляды автора. Именно здесь с наибольшей силой выявились реалистические тенденции искусства Хокусая. В каждой из гравюр он стремился к раскрытию основных и определяющих черт, явлений, к проникновению в их сущность, к глубоким обобщениям. Он освободил искусство от отвлеченных классических догм, от засилья китайских сюжетов и образов; ввел в искусство наряду с фольклорными японскими образами и современную ему жизнь. Он развил многие жанры в гравюре, в частности создал жанр конкретного пейзажа родной страны. В «Манга» сказывается не только широкий круг наблюдений художника, но и егоблестящий талант рисовальщика. Пространство в его гравюрах, его построение, организация, раскрываются в глубокой связи как с традицией, так и с новыми достижениями художественного творчества. Сборники «Манга» создавались на протяжении многих лет и явились отражением различных этапов творчества художника. 7-10-й тома «Манга» увидели свет в 1816-1819 годах. В них также отразились новые интересы и эксперименты в области изображения пространства.

По материалам: Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». -СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006

Уважаемые сообщники - в этих книгах огромное количество рисунков - если интересно, я сделаю еще несколько постов по ним.



Кацусики Хокусай (1760-1849 гг.) сегодня является самым знаменитым японским художником. «Большая волна в Канагаве» и другие гравюры с видами на гору Фудзи узнаваемы во всём мире.

Гравёр, живописец и иллюстратор, этот удивительный художник, известный под именем Хокусай, создал тысячи работ. Эта удивительная продуктивность объясняется его любознательностью и долгожительством. Он прожил 89 лет, из них 70 лет посвятил творчеству.

Разноплановые картины

Хокусай начал рисовать в возрасте шести лет. Его творчество отличалось удивительным многообразием. Он изображал сцены повседневной жизни, женщин, рыбаков, квартал удовольствий Эдо, простых людей, актёров кабуки, гейш и борцов сумо.

Будучи большим любителем литературы, он не только делал иллюстрации к сборникам китайской поэзии, но и создал серию гравюр «Зеркало поэтов Китая и Японии». Эти гравюры отличаются созерцательным настроением, герои часто изображены со спины. Среди этих персонажей можно найти Ли Бо и Су Дунпо. Хокусай рисовал сцены из биографий поэтов или элементы, намекающие на сюжеты их произведений.

Другая часть его работ посвящена легендам, выдающимся личностям Китая, батальным сценам и жизни самураев.

Распространение буддизма в Японии проложило путь для создания связей между культурами Японии, Индии и Китая. Влияние этих двух стран на Японию проявилось в легендах и божествах, которые были позаимствованы японцами.

В гравюрах Хокусая представлена мифология индуизма: на них изображены апсары ― небесные или морские девы в образе танцовщиц или музыкантш в сопровождении птиц. Кроме небесных красавиц он рисовал Будд и Даосов, синтоистских божеств, мудрецов, одержавших победу над жадностью и желаниями, призраков и драконов. Одна из самых ярких работ, посвящённая поклонению Будде, это «Паломники, посещающие статую Великого Будды» (1797-1801 гг.).

«Дайбуцу» («Великий Будда») ― это гигантские статуи Будд высотой до 15 м, установленные в некоторых японских святилищах. На гравюре «Паломники, посещающие статую Великого Будды» храм окутан туманом, поэтому его не видно, лишь в верхней части изображено величественное лицо статуи. Крошечные паломники изображены со спины, они с восхищением смотрят на храм, подняв головы.

Хокусай очень любознательный и внимательный, он наблюдает за природой и изображает её: пейзажи, море, горы, озера и водопады. Он преобразил гравюру японского пейзажа, его работы стали воплощением духовности Японии. В его пейзажных гравюрах сочетались принципы традиционного японского искусства и западное влияние. Он сумел интегрировать западные правила перспективы в традиционные изображения пейзажей. В серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (1830-1834 гг.) используется перспектива с разных точек обзора: с гребня волны, высоты балкона, низины рисовой плантации, со спины лошади в галопе. Его пейзажи всегда оживлены сюжетами, в них добавлены персонажи, которые любуются на пейзаж или заняты каким-то делом, что вносит в картины удивительный динамизм.

Мир животных

Художник наделял жизнью каждый элемент природы, каждый цветок, каждое насекомое, каждый предмет. Всё пронизано дыханием жизни. Он рисовал животных и насекомых. Лягушки, рыбы, пчёлы, бабочки, птицы, цветы и деревья заполняют его рисунки, картины на шёлке и гравюры и отражают утончённый стиль художника.

«Гортензия и ласточка». Фото: © RMN-Grand Palais, Musée Guimet, Paris/Thierry Ollivier

Хокусай часто изображал животных в движении и создавал динамические композиции, например, борьбу между птицей и змеёй в работе «Фазан и змея» (1830-1833 гг.); птицу в полёте в картине «Снегирь и вишня в цвету» (1834 г.); в картине «Тигр, смотрящий на Луну» (1844 г.).

Насекомые часто присутствуют в мангах - пособиях по рисованию для молодых художников.

Отец манги

Он создал «мангу Хокусая». В ту эпоху под мангой имелись виду не комиксы, а своего рода художественные пособия с множеством деталей и зарисовками из жизни. Эти рисунки были опубликованы в 15 томах и считались «энциклопедией японского народа» и повседневной жизни Японии эпохи Эдо.

Каждый том посвящён конкретной тематике: животные, танцы, ремёсла, быт, легенды, растения и т. д. Сегодня многие учатся, как нарисовать аниме лицо , например, осваивая уроки рисования. В Японии эта традиция теперь очень популярна.

Человек с множеством имён

Хокусай неоднократно менял своё имя и брал разные псевдонимы. Считается, что у него было больше сотни имён. При рождении ему дали имя Токитаро; когда он занимался рисованием портретов актёров, он носил имя Сюнро; во время обучения в школе Ринпа и создания дорогих гравюр он использовал имя Сёри. Хокусай ― это имя, которое он принял, став независимым художником. Свои пособия по живописи он подписывал именем Таито. Его последним псевдонимом стал Гакё Рёдзин Маньцзи ― «старик, без ума от живописи».

Популярность во Франции

«Старик, без ума от живописи», как он сам себя называл, был источником вдохновения для французских художников. В его родной стране Хокусай никогда не имел официального признания, а во Франции он его получил. Во второй половине XIX века художник Феликс Бракмонд нашёл пачку его манг, которые служили… обёрточной бумагой для фарфора в посылке. Он пришёл в восхищение и использовал их для росписи на сервизе. Эдмон де Гонкур, учредитель Гонкуровской премии, обнаружив рисунки Хокусая в стиле укиё-э (буквально означает «плывущий мир»), написал о них книгу. Европейские художники-импрессионисты коллекционировали работы Хокусая и черпали в них идеи. Критики также высоко оценили его искусство. Через эти рисунки французы получили представление о жизни в Японии. Хокусай, который в Японии имел популярность только среди среднего класса, во Франции был признан гением.

«Два карпа». Фото: © RMN-Grand Palais, Musée Guimet, Paris/Thierry Ollivier

Версия на французском


Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Серия "36 видов Фудзи"
Цветная ксилография, 25.7 см × 37.8 см. 1829-1833 гг.

В мире у меня
Ничего нет своего -
Только, может быть,
Эти горы и моря,
Что в картину перенёс...
Окума Котомити

Японские художники создали сотни тысяч гравюр, но на вопрос, какая из них самая знаменитая, ответить несложно: конечно, "Большая волна в Канагаве"! Словно гигантский вал поднимается она над океаном прекрасных произведений, не имея равных по глубине замысла и эстетическому совершенству. Это самая известная гравюра в Японии и самое узнаваемое произведение японского искусства в мире.


Кацусика Хокусай. Деревня Сэкия на реке Сумидагава. Серия "36 видов Фудзи"

"Большая волна" принадлежит к жанру укиё-э, поэтому прежде всего вспомним, что кроется за этим экзотическим словом. Первоначально понятие укиё (дословно - плывущий или изменчивый мир) имело в буддийской философии негативный оттенок, обозначая земной мир как обитель страданий. Однако с начала 17 века, когда Япония после периода междоусобных войн была объединена под властью сёгуната Токугава, и в стране наступило относительное благоденствие, понимание укиё становится более позитивным. Для японцев 17 столетия "изменчивый мир" - источник развлечений и удовольствий, которыми нужно успеть насладиться в течение жизни. Тогда и появились гравюры в жанре укиё-э - «картины изменчивого мира», окрашенные одновременно печалью и беззаботной радостью. В бесчисленных графических листах запечатлена повседневная жизнь всех сословий японского общества, мирно текущая на фоне прекрасной природы Японии.


Кацусика Хокусай. Ёсида на тракте Токайдо. Серия "36 видов Фудзи"

Не будем вдаваться в сложную технологию ксилографии (для создания многоцветных гравюр на дереве вместе работали художник, резчик и печатник), отметим лишь, что популярные гравюры укиё-э было легко тиражировать, недорогой оттиск был доступен каждому, и это делало их истинно народным искусством.
Исследователи считают, что расцвет жанра приходится на 18 век, однако первая треть 19 столетия стала эпохой наиболее массового распространения и высших достижений укиё-э. В это время работали великие мастера укиё-э Кацусика Хокуксай (1760 -1849) и его младший современник Утагава (Андо) Хиросигэ.
Хокусаю было около 70 лет, когда он, признанный, очень плодовитый и разносторонний художник, начал, по заказу известного издательского дома «Эйдзюдо», серию гравюр "36 видов Фудзи". Серию открывала "Большая волна в Канагаве".


Процесс создания гравюры укиё-э

Принцип серийности, вдохновивший европейских импрессионистов (вспомним знаменитые ), - ключевой для японской гравюры. Состоящие из нескольких десятков графических листов серии - "47 преданных самураев" (он изображал не только кошек!) , "36 видов Фудзи" и "Сто видов океана" Кацусика Хокусая, "53 станции Токайдо" и "Сто знаменитых видов Эдо" Андо Хиросигэ - были объединены общей темой, но не претендовали на нераздельность. Каждая гравюра такой серии - законченное самостоятельное произведение, однако полностью замысел художника становятся понятен, только когда серия собрана вместе.


Кацусика Хокусай. Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава. Серия "36 видов Фудзи"

Сквозная тема серии "36 видов Фудзи", к которой принадлежит "Волна", - священная гора Фудзи, национальный символ Японии, самый любимый мотив японской гравюры, да, пожалуй, и всего японского искусства. На её склонах расположены древние синтоистские храмы, ей поклоняются буддисты, с ней связаны предания и притчи, в честь Фудзи писали оды и гимны, ей посвящали стихи. Говорят, в Японии не было художника, который хоть раз не изобразил бы Фудзи. Веками японцы отовсюду стекались в Эдо (с 1868 года Токио), чтобы полюбоваться Фудзи и совершить восхождение по ее склонам. Гравюры с видами Фудзи путешественники покупали на память о своем паломничестве.


Кацусика Хокусай. "Победный ветер. Ясный день" или "Красная Фудзи". Серия "36 видов Фудзи"

Мы видим Фудзи на каждой гравюре серии, но листов, на которых гора доминирует в пейзаже, всего два: следующие за "Волной" и спорящие с ней по известности "Победный ветер. Ясный день" и "Ливень на вершине", где одинокая гора на фоне неба предстаёт в полный рост, подавляя своим величием. Все остальные листы можно скорее назвать "видами с Фудзи", чем "видами Фудзи". Кажется, что Хокусая больше занимают живые бытовые сценки на первом плане, чем сама Фудзи, которая иной раз едва видна на горизонте или в просвете между домами. Однако гора неизменно присутствует на каждом листе, связывая воедино, в духе философии укиё, сиюминутные картины быстротечной жизни с вечностью природы.


Кацусика Хокусай. Местность Умэдзава в Сосю. Серия "36 видов Фудзи"

Пейзажи с видами Фудзи знакомили японцев с самыми красивыми уголками страны, были своего рода путеводителями и одновременно памятными сувенирами. В названии художник всегда точно указывал изображённое на гравюре место, тщательно передавал особенности ландшафта и конкретные детали, поэтому мы можем с точностью установить, где происходит действие гравюры "Большая волна в Канагаве" и что, собственно, изобразил Хокусай.


Кацусика Хокусай. Озеро Сувако в Синсю. Серия "36 видов Фудзи"

Канагава - префектура на острове Хонсю, к юго-западу от Токио с административным центром в Йокогаме. Три рыбацкие лодки проплывают со свежим уловом близ берегов Канагавы на северо-восток, в Токийский залив, чтобы доставить рыбу на столичные рынки. Дело происходит ранним утром - снежная вершина Фудзи западнее Канагавы блестит под лучами солнца, которое восходит как бы за спиной у зрителя, белизна снега контрастирует с пасмурным небом.


Кацусика Хокусай. Пляж Тагоноура в Эдзири, тракт Токайдо. Серия "36 видов Фудзи"

Зритель не сразу замечает маленькие фигурки пригнувшихся людей в лодках, в каждой - по 10 человек. Известно, что длина таких рыбацких лодок 10 - 15 метров, это позволило вычислить высоту большой волны - около 12 метров. Однако, вопреки распространенному среди европейцев мнению, это не цунами. Японцы считают, что на гравюре изображена так называемая "волна-убийца", которая, в отличие от набирающих силу у самого берега разрушительных цунами, внезапно возникает посреди океана, поднимается на огромную высоту и способна перевернуть судно.


Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Фрагмент

Какая же судьба ждет рыбаков? Европейские искусствоведы, как правило, склоняются к трагической трактовке гравюры: "Волна бросает лодки, как спички", "пена волн похожа на когти, готовые вцепиться в лодку", "гребцы олицетворяют терпящее бедствие человечество", "люди бессильны перед разгулом стихий". Не так понимают гравюру японцы. Исследователь японского искусства Евгений Штейнер отмечает, что согласно японской традиции, "движение в картине идет справа налево. Соответственно, рыбачьи лодки являют собой активное начало, они двигаются и внедряются в волну, в податливое аморфное начало, а некоторые уже прошли ее насквозь". Рыбаки словно с почтением кланяются стихии, сгибаются перед ней, чтобы не сломаться. Различия в понимании сюжета подводят нас к сложному вопросу: какое послание художника считывает в гравюре европеец, и какое - японец?


Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Фрагмент с лодками.

На взгляд европейца, "Волна" - это исполненный драматизма (противостояние человека и могучих сил природы), философски значимый пейзаж. Гора Фудзи, символизирующая Японию, и океан, единый для всего человечества, делают этот пейзаж конкретным и в то же время обобщённым образом нашей планеты. Напряжённый диалог изменчивой, подвижной воды и устойчивого конуса горы подчеркивается ритмическим и цветовым решением гравюры. Огромная волна вздымается, как гора, при этом нельзя не заметить, что на переднем плане Хосусай изобразил еще одну зарождающуюся волну, по форме и цвету подобную Фудзи: конус из воды с белой пеной на вершине вместо снега. Великолепный замысел художника кажется нам совершенно ясным: вода уподобляется тверди, воплощение вечности - гора - получает двойника в непостоянной водной стихии. Мир, состоящий из противоположностей, на миг обретает в гравюре Хокусая единство. Этот мир балансирует на контрастах, его гармония неустойчива, как волна, но тем она и драгоценна.


Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Фрагмент с двумя конусами.

Попытаемся теперь взглянуть на гравюру глазами японца. В иерархии японского искусства "Волна" - это традиционный тип пейзажа "сансуй" (в переводе "горы и воды"), гармоническая картина Вселенной, в которой вода представляет изменчивое, текучее начало, а гора - постоянство и незыблемость. Однако японцу чужда трактовка гравюры в духе "единства и борьбы противоположностей": с его точки зрения, Хокусай, уподобляя малую волну на переднем плане силуэту Фудзи, не противопоставляет, а уравнивает их сущности в духе дзен-буддизма. Ведь согласно философии дзен, оказавшей глубочайшее воздействие на японское искусство, истинная природа реальности не двойственна: в ней вовсе нет противоположностей, нет разделения на Бога и созданный им мир, на разум и чувства, душу и тело, прекрасное и безобразное, природу и человека, духовное и материальное, воду и земную твердь. А что же есть? Есть единый мир, состоящий из вечно меняющихся сущностей - дхарм, и закон этого мира - постоянное круговращение дхарм, подобное движению колеса.


Кацусика Хокусай. Равнина Фудзимигахара в провинции Овари. Серия "36 видов Фудзи"

В гравюре Хокусая доминируют округлые линии - силуэт волны, выгнутые дугой лодки, впадина между волнами. Они отчётливо складываются в круг, символизирующий колесо дхармы, а незыблемая Фудзи внутри круга как бы превращается во втулку, на которой держится колесо мироздания. Символика гравюры исполнена для японца глубокого смысла: у вечно изменчивого мира (вода) есть постоянная ось (гора). Кстати, подобную композицию (колесо с втулкой) мы встречаем в другой гравюре серии, где маленький конус Фудзи виден сквозь окружность лишенной дна бадьи, над которой трудится бочар ("Равнина Фудзимигахара в провинции Овари").
Европейцу, не интересующемуся глубоко дзен-буддизмом, очень трудно отвлечься от основанной на взаимодействии противоположностей модели мира и воспринять идею равных сущностей - дхарм и их кругового вращения. Однако неверно утверждать, что европейцы воспринимают "Волну" искаженно или поверхностно. Трактуя гравюру в привычных для нас категориях, мы, иным путем, как бы с другой стороны, также постигаем ее универсальный смысл, как и японцы, различая в ней пластическую формулу мироздания.


Камилла Клодель. Волна. 1897

Начиная со второй половины 19 века японская эстетика, как известно, глубоко влияла на европейское искусство. Но и Япония, которая в это время также открылась миру, усваивала уроки европейской живописи. "Волна", олицетворяющая для нас японское искусство, на самом деле не совсем характерная работа. Хокусай внимательно изучал произведения европейской живописи, был в восхищении от неведомой традиционному японскому искусству линейной перспективы и использовал ее в своих работах, в том числе и в "Волне": именно резкие перспективные сокращения обусловили эффектное сопоставление огромной волны на переднем плане и маленькой Фудзи вдалеке. Изысканное цветовое решение, которое подсказывает сам природа, - сочетание белого и нескольких оттенков синего, сближает гравюру с голландским искусством.


Клод Дебюсси. Море. Три симфонических эскиза. Нотная обложка. 1905

Докатившись до Европы, "Большая волна" сразила импрессионистов (оттиск гравюры был в коллекции Клода Моне), Ван Гога и многих других художников. Эстетика стиля ар-нуво вдохновлена дерзкой асимметрией "Волны ", мы то и дело узнаем в архитектуре, прикладном искусстве, книжной иллюстрации рубежа 19-20 веков ее упругий изгиб.


Иван Билибин. Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане". 1905

"Волна" была очень популярна в Японии, поэтому постоянно печатались новые оттиски, их было сделано около 5-8 тысяч. При этом ранние оттиски "Волны" ценятся чрезвычайно высоко, за ними идет настоящая охота. Оттисками гравюры гордятся Нью-Йоркский «Метрополитен», художественный институт Чикаго, Британский музей в Лондоне, Национальная галерея Мельбурна.


Эмодзи по мотивам "Большой волны в Канагаве"

Копия "Волны " имеется у каждого из нас: поинтересуйтесь, какой набор "эмодзи" (от японского "картинка-символ", мы их называем "смайликами") имеется в вашей электронной почте, в скайпе или в социальной сети. Почти наверняка среди набора круглых физиономий, зверушек, сердечек и прочих символов будет голубая "Волна" Хокусая, крошечная картинка изменчивого мира.

Узнать больше о японской гравюре
можно в "Японском котокалендаре".

Кацусика Хокусай родился 31 октября 1760 года (10-й год Хорэки) в провинции Мусаси, районе Хондзё Варигэсуй уезда Кацусика (часть современного района Сумида в Токио), в бедной крестьянской семье. Его родовое имя было Кавамура, а детское имя – Токитаро. Позже он получил имя Тэцудзо. Взрослое его имя было Накасима Хатиэмон.

В 1764 году (1-й год Мэйва), будучи еще ребенком, Хокусай был усыновлен Накасима Исэ, шлифовщиком зеркал при дворе сёгуна. Однако позже, когда вырос, уступил свое место настоящему сыну Накасима и ушел из этой семьи. Он поступил в качестве подмастерья в книжный магазин, который также давал книги для чтения на время, и стал учиться на резчика ксилографических досок. Занимаясь этим тяжелым трудом, он вернулся в дом своих настоящих родителей. В это время Хокусай заинтересовался иллюстрациями, которые видел в сдающихся в магазине книгах, и решил избрать для себя путь художника.

В 1778 году (7-й год Анъэй) он поступил в ученики к мастеру картин в жанре укиё-э Кацукава Сюнсё. Хокусай стал изучать живопись школы Кано, китайские картины караэ, западную живопись и многие другие школы и техники. В этот период он создал много картин с изображением известных мест (мэйсё-э, или пейзажи в стиле укиёэ), а также портретов актеров (якуся-э). Кроме того, мастер также рисовал иллюстрации для книжек с картинками на желтых страницах (кибёси). В это время он использовал творческий псевдоним «Сюнро», который был составлен из первого иероглифа имени его учителя, Кацукава Сюнсё, и второго иероглифа из псевдонима, используемого тем же учителем – Кёкурои.

В 1779 году (8-й год Анъэй) Хокусай создал свое дебютное произведение «Актёр Сэгава Кикунодзё в роли дочери Масамунэ, О-Рэн».

В 1794 году (6-й год Кансэй) мастер ушел из школы Кацукава. Истинные мотивы этого поступка до сих пор не ясны, но, возможно, это случилось из-за разногласий со старшим учеником школы, Кацукава Сюнко, или же из-за того, что Хокусай в тайне от учителя Кацукава посещал занятия художника Кано Юсэн. Тем не менее, судя по всему, Хокусай учился не только у Кано Юсэн, но одновременно брал уроки у художника Цуцуми Торин, а также изучал техники китайской живописи по иллюстративному китайскому атласу «Кайсиэнгадэн». В 1795 году (7-й год Кансэй) мастер начал использовать творческий псевдоним «Хокусай Сори».

В 1798 году (10-й год Кансэй) мастер уступил свой псевдоним «Сори» своему ученику, начав называть себя «Хокусай», «Како» и «Токимаса».

В 1802 году (2-й год Кёва) художник начал создавать иллюстрации для сборника шуточных стихов «Развлечения восточной столицы».

В 1805 году (2-й год Бунка) мастер стал использовать творческий псевдоним «Кацусика Хокусай».

В 1810 году (7-й год Бунка) начал подписывать свои работы именем «Тайто».

Осенью 1812 года (9-й год Бунка) Хокусай отправился в город Нагоя, где остановился в доме художника Маки Бокусэн, а потом совершил путешествие по району Кансай (город Осака, уезд Ёсино в провинции Ямато, область Кисю, Исэ и так далее).

В 1814 году (11-й год Бунка) мастер издал первый том произведения «Манга Хокусая» - сборник разножанровых рисунков, часто – юмористических или сатирических. Весной 1817 года (14-й год Бунка) он вновь отправился в город Нагоя. В пятый день 10-го месяца он нарисовал для буддийского храма Нисихонгандзи Бэцуин (филиал храма Нисихонгандзи) гигантское погрудное изображение Бодхидхармы (Дарумы) размером в сто двадцать татами. В конце года отправился в путешествие по Осака, Исэ, Кисю, Ёсино. Как считается, в этот период в ученики к мастеру поступил художник Сюнкосай Хокусю.

В 1820 году (3-й год Бунсэй) Хокусай стал использовать псевдоним «Иицу». В 1823 году (6-й год Бунсэй) он выпустил первое издание произведения «Тридцать шесть видов Фудзи», в 1831 году (2-й год Тэмпо) он заново вырезал доски для этой серии, а в 1833 году (4-й год Тэмпо) завершил создание серии.

В 1834 году (5-й год Тэмпо) мастер начал использовать творческие псевдонимы «Гакёродзин» («Безумный к живописи старик») и «Мандзи» (знак «мандси», свастика, в буддийской культуре является символом космической гармонии, благопожеланием и охранительным символом). В этот период он начал свою знаменитую серию пейзажей - «Сто видов Фудзи».

Осенью 1842 года (13-й год Тэмпо) Хокусай впервые посетил дом ученого и художника Такаи Кодзан, находившийся в городе Обусэ (уезд Такаи в провинции Синано). Именно тогда Кодзан специально к приезду Хокусая построил «Домик голубых волн», в котором тепло принимал мастера.

В 1844 году (15-й год Тэмпо) был принят на службу городской администрацией Обусэ (уезд Такаи, провинция Синано) и пробыл там до 1848 года (1-й год Каэй). 10 мая 1849 года (18-й день 4-го месяца 2-го года Каэй) умер в своем съемном домике на территории храма Хэндзёин (филиал храма Асакуса), находящегося в квартале Асакуса Сэйтэнтё в Эдо в возрасте 90 лет. Перед смертью он написал такие строки:

Хитодама-дэ

Юку кисан дзя

Нацу нохара

(Теперь я стал духом

И полечу легко и светло

По летним полям)

Кацусика Хокусай похоронен в храме Сэйкёдзи, в районе Асакуса (сейчас район Тайто города Токио). Его посмертное буддийское имя – Нансоин Киё Хокусай кодзи. В этом месте находится мемориал, поставленный в честь двухсотлетия со дня рождения мастера.

Японское изобразительное искусство издревле считалось одним из самых самобытных и оригинальных во всем мире. Этот феномен легко объяснить тем, что страна долгое время находилась на отшибе мира и была закрытой. Одним из первых деятелей искусства, вписавших свое имя в историю искусства, является Хокусай Кацусика. Его картины - это один из величайших памятников культуры, оставивших свой след в истории.

Ранние годы Хокусая Кацусико

Один из самых известных художников жанра укие-э родился 21 октября 1760 года в Эдо. Величайший художник работал под множеством псевдонимов, но запомнился истории именно своим оригинальным именем. Кацусика Хокусай жил в современном Токио и учился в нищих кварталах. Там он получил свою профессию художника, чем навсегда записал в историю название своего района. Его настоящим именем было Токитаро Хокусай, о чем стало известно только к началу ХХ века.

Исходя из исторических источников, можно сказать, что его отцом был Накадзима Исэ - мастер производства зеркал, работавший на самого сегуна. Его матерью была конкубина, она не была замужем за его отцом. Она была моделью для художников и занималась домашним хозяйством. По некоторым источникам, его настоящим отцом был Мунэсиге Кавамуру, который отдал своего сына на обучение к мастеру в возрасте четырех лет. Также известно, что Кацусика Хокусай был не единственным ребенком в семье. Предположительно он не был старшим ребенком, и у него было около четырех братьев и сестер.

Уход от родителей, обучение в Екомоте

В 1770 году, в возрасте десяти лет его отправляют на работу в книжную лавку. Там он стал разносчиком книг в районе Екомоте. Именно здесь молодой художник получил свое первое прозвище - Тецудзо, что в будущем станет его первым псевдонимом. Работая в книжной лавке, мальчик начал обучаться грамоте, в том числе китайскому языку. Среди изучаемых предметов было мастерство рисования гравюр. Биография Кацусика Хокусая как художника началась в возрасте шести лет. Именно этот период совпал со стремительным развитием изобразительного искусства в Японии. В это время началось активное продвижение театрального, музыкального и изобразительного искусства. Особое внимание начала получать гравюра и другие виды художественной деятельности.

Первые пробы пера

Яркое и красочное детство молодого художника началось с созерцания полотен знаменитых мастеров - Утагавы Тоехаро, Харунобо Куциучи, Кацукавы Сюнсе. Работы этих творцов дали вдохновение для картин Кацусика Хокусая, что дало начало новому жанру - укие-э (картины изменчивого мира).

С началом обучения автор великих картин ознакомился с классическим видом изобразительного искусства Японии, называемого "ксилографией". С появлением художника этот жанр выходит на абсолютно новый уровень, что обеспечивает мастера первой волной популярности и новыми учениками. Автор не может уместить себя в рамки этого жанра и пытается найти более широкие способы выражения собственного творчества.

В начале 1778 года он становится подмастерьем известного художника Кацукавы Сюнсе. Постигает азы современного на тот момент искусства и создает свою первую картину, в основном занимается изображением актеров классического японского театра кабуки. После первого успеха берет новый псевдоним - Сюнро, что является игрой слов от имени его учителя и его собственного.

Известность как самостоятельного художника

Спустя 4 года, к 1784-му, у автора появляются первые работы, выпущенные без вмешательства его учителя. Картины японского художника Касусика Хокусая получают огромную популярность среди всех слоев общества. Его самобытность и оригинальный стиль надолго вошли в историю как энциклопедия жизни древних крестьян.

Его работы были представлены ранним японским стилем гравюры - якуся-э и хосо-э. К этому моменту он уже запомнился как трудолюбивый и талантливый ученик и получил хорошие рекомендации от своего учителя. Также занимался изображением семейных пар в стиле диптиха и триптиха. Одной из самых известных моделей Касуика-сенсея был молодой актер Итакаву Дандзюро. В этот период творчества четко прослеживалось влияние его первого мастера. Работы раннего периода плохо сохранились и имеют самую большую ценность для почитателей таланта художника.

В период с 1795 по 1796 год начинается проявление первых авторских штрихов. Примерно в этот период появляются первые большие работы, изображающие знаменитые постройки, гору Фудзи и известных общественных деятелей Японии конца XVIII века.

Конец первого периода

Помимо оригинальных художник Кацусика Хокусай занимается классическим занятием мастеров того времени - иллюстрацией книг. Его работы можно заметить в распространенных в эпоху Эдо "желтых журналах", которые продавались для массового пользователя. Иллюстрации стали настоящим историческим источником, исходя из которого современники могут знать о быте и культуре XIX века.

В 1792 году умирает его учитель и наставник - Сюнсей, после чего школу возглавляет его преемник. К этому времени у молодого художника начинают формироваться задатки нового, оригинального стиля. Графика Кацусика Хокусая начинает обретать черты, которые использовались и в других школах. За исключительную оригинальность и отрицание классических канонов в 1796 году художник вынужден покинуть своего нового учителя из-за разногласий в профессиональной деятельности.

Второй период: создание стиля "Суримон"

Уход из художественной школы стал переломным в деятельности Кацусика Хокусая. В этот период жизни он столкнулся со многими трудностями, связанными с нехваткой денег. Художник занимался мелкой торговлей, был извозчиком и продолжал совершенствовать свои навыки. Одновременно ходил на уроки в несколько школ, что позволило ему отточить свои навыки до идеала. Был первым японским художником, который применял европейскую перспективу в своих работах.

Суть "Суримона" заключается в специфическом изображении ксилографии и игре цветов. В основном они служили как подарочные открытки, но покупали их только богатые феодалы или зажиточные крестьяне. В картинах могло изображаться все, что угодно, начиная от бытовых и семейных сцен и заканчивая демонстрацией мифических историй.

В работе Кацусика Хокусая "Сон жены рыбака" появляются новые философские идеи, которые ранее не использовались в работах его современников. После этой картины у художника начали выходить новые сюжеты, основанные на этой истории. "Сон жены рыбака" Кацусика Хокусая - это приквел к последующим работам этого жанра. Картина повлияла на многих художников нескольких поколений. Существуют разные интерпретации этой работы у Пабло Пикассо, Фернана Кнопфа, Огюста Родена и других известных художников.

Третий период: бедность

На самом пике популярности, после нескольких десятков успешных работ автор отправляется на покой и фактически прекращает заниматься рисованием. Кацусика Хокусай прекратил обучать новых мастеров и хотел отправиться на покой. Но из-за внезапного пожара, случившегося в 1839 году, он теряет все свои пожитки, в том числе и несколько картин, которые должны были его прокормить. Обедневший и забытый художник умирает в возрасте 88 лет.

Создание первой в мире японской манги

Кацусика Хокусай также известен тем, что создал жанр японского комикса. Будучи на пике популярности, по советам своих учеников он начал работу над сборниками зарисовок, связанных по сюжету. Еще одна известная картина Кацусика Хокусая "Большая волна в Канагаве" - это очередная зарисовка из сборников "рисунков Хокусая". Все выпуски демонстрируют интересные бытовые ситуации, национальные праздники или сюжеты из жизни самого автора. Сборник Кацусика Хокусая "Большая волна в Канагаве" стал самым продаваемым и уже в то время имел культовый статус.

Влияние на культуру

Знаменитый автор картин получил известность далеко за пределами своей родины. Еще во времена закрытости Японии о нем начали говорить художники со всех концов мира, восхищаясь самобытностью и оригинальностью автора. Благодаря картинам Кацусика Хокусая появилось множество ответвлений жанров укие-э и постмодерна.