Рождество Иоанна Крестителя. Усекновение главы Иоанна Крестителя

Рождество Иоанна Крестителя. Усекновение главы Иоанна Крестителя
Рождество Иоанна Крестителя. Усекновение главы Иоанна Крестителя

ОСНОВЫ ВЕРЫ 07.07.2018

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

7 июля (24 июня по с.ст.) Церковь празднует Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, - сын священника Захарии и Елизаветы. Родился в Хевроне.

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода.

Когда Елисавета родила сына, то родные и соседи ее порадовались, что Господь оказал ей милость Свою; на восьмой же день пришли к ней, чтобы совершить обряд обрезания новорожденного, и хотели назвать его по имени отца.

Обрезание крайней плоти, начавшееся с Авраама, производилось по закону Моисея (Лев.12:3) в восьмой день от рождения; через совершение обрезания новорожденный вступал в общество избранного народа, а потому день обрезания считался радостным семейным праздником. Елисавета, конечно, знала, какое имя должно быть дано ее сыну, и потому на предложение родных и соседей назвать новорожденного Захарией сказала: Нет, назвать его Иоанном (Лк.1:60).

Доменико Гирландайо. Рождество Иоанна Предтечи. (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

Такого имени не носил никто из родственников Захарии. Назвать новорожденного Иоанном значило отступить от веками освященного обычая, и потому за разрешением возникшего недоразумения все обратились к самому Захарии и знаками спрашивали его, как назвать младенца. Если его спрашивали знаками, то надо полагать, что он, по наказанию Божию за неверие, был не только нем, но и глух; он не слышал, когда у него словами спрашивали, и потому с ним объяснялись только знаками. Захария потребовал дощечку и написал ответ на предложенный вопрос: Иоанн имя ему (Лк.1:63). И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: "Что будет младенец сей?" И рука Господня была с ним.

Доменико Гирландайо. Захария дает имя своему сыну (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предстанешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

При обрезании младенца ему дали имя Иоанн, что означает - Иегова милосерд - ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк.1:63).

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия.

Доменико Гирландайо. Избиение младенцев. (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, бежала с ним в горы. Только по милости Божией святой Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем.

Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами (род саранчи) и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры.

Тициан. Иоанн Креститель

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное", то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Рождество Иоанна Предтечи - великий недвунадесятый православный праздник. В 2019 году он отмечается 7 июля. Полное церковное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он посвящен рождению святого Иоанна - крестителя Иисуса Христа.

История праздника

Иоанн Предтеча родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы. Супруги были пожилыми и считали себя бесплодными. Однажды Захарии явился в храме Архангел Гавриил. Он предсказал ему рождение сына. Священник выразил недоверие, за что Архангел наказал его немотой. Захария вновь обрел дар речи на восьмой день после рождения сына Иоанна.

После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме. Елизавета вместе с сыном Иоанном сбежала в пустыню. Там прошло его детство. В возрасте тринадцати лет Иоанн Предтеча начал проповедовать в пустыне и окрестностях реки Иордан. Проповедник приобрел славу. Его начали окружать ученики. Иоанн крестил людей в водах реки. Крещение символизировало покаяние и духовное очищение человека. Он предсказал приход Христа и крестил Иисуса.

Традиции и обряды праздника

Накануне Рождества Иоанна Предтечи в храмах служится всенощное бдение. На божественной литургии зачитываются стихиры и каноны, в которых прославляется Иоанн Креститель и событие его рождения.

После утренней службы люди освящают воду, травы и цветы. Считается, что освященные в церкви в этот день растения оберегают и исцеляют от болезней.

Прихожане совершают паломничество к православным святыням, названным в честь Пророка.

В народе христианский праздник Рождество Иоанна Предтечи совпадает с языческим торжеством летнего солнцестояния - Ивана Купала. В этот день люди устраивают массовые купания, собирают травы, разжигают костры и водят вокруг них хороводы, поют песни. Девушки плетут венки, проводят магические ритуалы и гадают.

Что можно и что нельзя кушать на Рождество Иоанна Предтечи

Праздник приходится на Петров пост. В этот период верующим запрещается кушать мясные и молочные продукты, яйца. Но в Рождество Иоанна Предтечи прихожанам разрешается включать в свой рацион рыбу и немного красного вина.

Что нельзя делать на Рождество Иоанна Предтечи

В этот день Православная Церковь запрещает выполнять тяжелую физическую работу, злиться, ругаться.

Запрещается отдавать, продавать, одалживать что-то из дома, подбирать найденные на дороге монеты или купюры - это может привести к бедности.

Нельзя обливать водой беременных женщин, детей и стариков. Считается, что их организмы чувствительны к нечистой силе, и она может им навредить.

В этот день нельзя обижать и бить домашних животных. Если ударить скотину, то она может не дать молока и не привести приплод.

Приметы и поверья на Рождество Иоанна Предтечи

  • Дождливый день - примета хорошего урожая.
  • Звездная ночь - к урожаю грибов осенью.
  • Увидеть змею в Рождество Иоанна Предтечи - к разочарованию и неприятностям.
  • Девушка, которая в этот день с утра умоется росой, надолго сохранит молодость и красоту.
  • Пение сверчка в праздничную ночь предвещает хорошие новости.

История празднования

Рождество Иоанна Предтечи - это один из великих праздников. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии - Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу - иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» . (Лк 1:13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа » (Лк1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов - хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии - Спасителя.

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6-2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей - потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем - потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне - готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними медом и акридами (саранчей). Когда ему исполнилось 30 лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.

Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник - Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Из Послания к Римлянам святого апостола Павла (13:11-13; 14:1-4)

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасние, нежели егда веровахом.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Нощь (убо) прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию:
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлении.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия (да) яст.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает. Станет же, силенъ бо есть Бог поставити его.

Из Евангелия от Луки (1:1-25, 57-68, 76, 80)

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех,
2 как передали нам то бывшие в самого самого начала очевидцами и служителями Слова, якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Cловесе:
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. да разумееши, о нихже научился еси словесехъ утверждение.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисавет.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господнихъ безпорочна.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. И не бе има чада, понеже Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своихъ беста.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, по обычаю священничества ключися ему покадити, вшедшу в церковь Господню:
10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,- и все множество людей бе молитву дея вне, в год [во время] фимиама:
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. явися же ему Ангел Господень, стоя одесную олтаря кадилнаго.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. И смутися Захариа видев, и страх нападе нань.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн.
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются.
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; Будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея:
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и многих от сынов Израилевых обратит ко господу Богу их.
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И той предыдет пред Ним духом и силою илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. И рече Захариа ко ангелу: по чесому разумею сие? аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; И отвещав ангел рече ему: аз есмь Гавриил предстояй пред богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия:
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. и се будеши молчя и не могий проглаголати, до негоже дне будут сия: зане не веровал еси словесем моим, яже сбудутся во время свое.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. И беша людие ждуще Захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. Изшед же не можаше глаголати к ним: и разумеша, яко видение виде в церкви: и той бе помавая им, и пребываше нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. И бысть яко исполнишася дние службы его, иде в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: По сих же днех зачат Елисаветъ жена его, и таяшеся месяц пять, глаголющи:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына. елисавети же исполнися время родити ей, и роди сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. И слышаша окрест живущии и ужики ея, яко возвеличил есть Господь милость Свою съ нею: и радовахуся с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, Захарию.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется иоанн.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И реша к ней, яко никтоже есть въ родстве твоем, иже нарицается именем тем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. И помаваху отцу его, еже како бы хотел нарещи е.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И испрошь дщицу, написа, глаголя: Иоаннъ будет имя ему. И чудяхуся вси.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. отверзошася же уста его абие и языкъ его, и глаголаше, благословя бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. И бысть на всех страх живущих окрестъ их: и во всей стране Иудейстей поведаеми бяху вси глаголи сии.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будетмладенец сей? И рука Господня была с ним. И положиша вси слышавшии в сердце своем, глаголюще: что убо отроча сие будетъ? И рука Господня бе с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: И Захариа отец его исполнися Духа Свята, и пророчествова, глаголя:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим:
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися: предыдеши бо пред лицем господним, уготовати пути Его,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынех до дне явления своего ко Израилю.

Тропарь, глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися, славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3

Прежде неплоды, днесь Христова Предтечу раждает и той есть исполнение всякаго пророчества: егоже бо пророцы проповедаша, на сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Использованы материалы портала Фома.ру

7 июля по новому стилю совершается празднование Рождества святого пророка и Крестителя Господня Иоанна .

Евангельское повествование о Рождестве святого Иоанна Крестителя
Пророк и Креститель Господень Иоанн является одним из самых почитаемых святых в Православной Церкви, поэтому было установлено несколько праздников в его память, связанных с событиями жизни Предтечи Господня, самым радостным из которых является день его Рождества.
О рождении Иоанна Крестителя повествует лишь один евангелист Лука, однако его рассказ достаточно подробный. Родителями великого святого были священник Захария из рода Аарона и Елизавета, которые жили во времена Иудейского царя Ирода. Их семья отличалась большой праведностью, однако супруги дожили до преклонного возраста бездетными. В то время евреи верили, что если Бог не дает детей, то это свидетельствует о нечестивости и грешности супругов. Таким образом, бездетность считалась большим позором. Праведные супруги Захария и Елизавета всю жизнь страдали от людского поношения, но при этом не оставляли надежду на Бога, продолжая просить о даровании им ребенка: их молитва была услышана.
Евангелист Лука пишет о том, что когда Захария однажды служил в Иерусалимском храме и совершал каждение ему явился ангел, который предсказал рождение Елизаветой сына. В предсказании также говорилось о том, что он будет великим святым, а рождение его принесет радость не только Захарии, но и многим людям. Священник не мог поверить в это, поскольку он сам и его жена были уже стары: за неверие Господь лишил его дара речи. Ангел обещал, что Захария сможет говорить, когда пророчество свершится. По возвращении Захарии домой Елизавета вскоре зачала и родила в свое время сына, однако дар речи вернулся к Захарии на восьмой день после рождения ребенка, когда ему дали имя Иоанн.
Евангелист Лука сообщает, что рождение святого Иоанна Предтечи совершилось на полгода раньше Рождества Христова.

Особенность празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Рождество Иоанна Предтечи является великим праздником, потому богослужение этого дня отличается особенной торжественностью, несмотря на то, что праздник всегда попадает на Петровский пост. В церковном календаре очень редко встречается празднование дня рождения святого, и тот факт, что Церковь особенно отмечает Рождество Иоанна Крестителя, свидетельствует о большом значении этого святого в истории христианства.

Икона праздника
Сюжет с изображением Рождества святого Иоанна Крестителя начинает встречаться в христианском искусстве начиная с середины XI века. Существовали различные иконописные изображения, посвященные этому дню. Чаще всего изображается праведная Елизавета, лежащая на ложе, и сидящий рядом с ней Захария, который пишет на дощечке имя сына по причине своей немоты. В средневековой иконописи изображения часто дополнялись бытовыми деталями, такими как, например, сцена укачивания младенца. Часто икона Рождества святого Иоанна Предтечи включается в его житийные изображения. Народные традиции празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Среди славян праздник Рождества святого Иоанна Крестителя был особенно любим. В народе этот день назывался Иван Купала, и существовало множество обрядов, которые представляли собой пережитки языческих верований. Хотя отношение Русской Православной Церкви к этим традициям было отрицательным, они сохранялись в народной среде на протяжении веков. Так, например, в ночь перед праздником многие отправлялись в лес на поиски цветка папоротника, который, по поверию, приносит счастье. Девушки гадали о суженом, сплетая венки и бросая их в воду. Кроме того, существовали приметы, связанные с земледелием и предсказывающие будущий урожай. Участие в подобных мероприятиях является грехом, который требует покаяния.

Тропарь, глас 4:
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3:
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание:
Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Усекновение главы Иоанна Предтечи - праздник в честь мученической смерти Крестителя Иисуса Христа и проповедника слова Божьего, подготовившего людей к приходу Спасителя.

Ежегодно 11 сентября верующие люди в скорби вспоминают день расставания святого с этим миром. Казалось бы, в день казни зло восторжествовало, проповедник пал. Так почему же это событие считается праздником? Ответ на удивление прост. Мученическая смерть подытожила жизнь Иоанна Предтечи. Несокрушимая вера Крестителя Господня совершила подвиг сама за себя.

Церковь учит, что все, кто погиб за Христа, за добро, справедливость и правду, погибли не зря. Жизнь, отданная в мучениях во имя истинны, есть великая жертвенность, выказывающая любовь. Казнь Иоанна Предтечи лишь укрепила его проповеди, его идеалы. Он оставил после себя легенду, о которой мы помним до сих пор.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — удивительный праздник, в котором есть место как скорби, так и радости. Избранник Божий прожил счастливую жизнь и воссоединился с Господом 11 сентября. Эта памятная дата должна внушать надежду, что, хоть жизненный путь тернист и сложен, истинная вера всегда будет вашей путеводной звездой. Пусть ваша вера крепнет день ото дня. Мы желаем вам единства в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

08.09.2017 05:01

Каждый человек имеет своих ангелов-хранителей, которые охраняют его на протяжении всей жизни. Зная их, вы...