Расходы на ГСМ: учет и автоматизация. Учет и списание гсм в бухгалтерском учете Списание гсм пошаговая инструкция

Расходы на ГСМ: учет и автоматизация. Учет и списание гсм в бухгалтерском учете Списание гсм пошаговая инструкция
Расходы на ГСМ: учет и автоматизация. Учет и списание гсм в бухгалтерском учете Списание гсм пошаговая инструкция

Слишком часто в организациях, где в собственности есть автомобили, часто бывает, когда водитель должен покупать на выданные ему бензин. Чтобы отразить эту операцию в бухпрограмме «1С Бухгалтерия 8» версти «3.0», нужно оформить по ГСМ. В данном материале мы разберем, как это можно сделать и дадим некоторые советы.

Для начала вам нужно осуществить под отчет выдачу денежных финансов. Если средства выдаются из кассы, то в бухпрограмме «1С Бухгалтерия 8» создается документ с именем «Выдача наличных» (вид операции называется «Выдача подотчетному лицу»). Подчеркиваем, что с появлением новой версии программы «1С», этот документ (закладка «Банк и касса») вы можете оформить с журнала кассовых документов.

Также в документе вам надо выбрать получателя необходимых средств, указать сумму, основание и заполнить приложение.

По данному документу, соответственно, формируется следующая : «Дт71.01 Кт50.01».

После этого создайте авансовый отчет, который тоже вы сможете найти на закладке с именем «Банк и касса».

В документе должна заполняться первая закладка, где необходимо назвать документ, с помощью которого был выдан аванс. В предлагаемом нами примере - это «Выдача наличных». Плюс к тому, в нижней части вам также необходимо указать количество и назначение прилагаемых документов к авансовому отчету.

С целью отражения поступления топлива надо заполнить уже вторую закладку авансового отчета под названием «Товары». Именно здесь укажите документ основание, название топлива, его стоимость, количество и поставщика продукции. Номер и дату счета-фактуры укажите в том случае, если он добавлен к авансовому отчету.

С целью оприходования топлива на субсчет «3» счета «10» в номенклатуре желательно указать следующий счет: «10.03».

Когда документ проведен, то формируется такая проводка: «Дт10.03 Кт71.01». В случае если выделяется НДС, то и «Дт19.03 Кт71.01».

Бывает такое, что у подотчетного лица остаются деньги. В этом случае их, конечно, оформив документ под названием «Поступление наличных», необходимо вернуть в кассу. Вид операции под названием «Возвращение от подотчетного лица». Если наоборот - было потрачено больше, то с помощью документа под названием «Выдача наличных» нужно выдать разницу (вид операции называется «Выдача подотчетному лицу»).

Эти два документа вы можете создать на основе авансового отчета.

Документ под названием «Требование-накладная» создается в случае списания топлива на производство. Последний можно найти на закладке с названием «Производство». В данном документе указывается название материала, его количество, счет на материал списывается. Приведем пример: в случае списания на основное производство - счет «20», если организация торговая, то на «44.01» счет, а на общехозяйственные нужды - счет «26».

Перед руководством любой организации, которая использует в своей деятельности транспорт, встает вопрос, как вести учет ГСМ на предприятии в 2017 году. Стоит отметить, что сейчас НК РФ не требует от налогоплательщика нормировать расходы на ГСМ. Если же было принято решение об использовании учета, то информация, данная в нашей статье, будет вам полезна.

В состав горюче-смазочных материалов (ГСМ) входят все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ), все типы жидкостей, необходимые для работы автомобиля: тормозная и охлаждающая жидкости, масла и смазки.

Учет ГСМ

Важно правильно вести расход, т.к. при невыполнении этого затраты на ГСМ нельзя будет зачесть в счет налогов.

Как списывается ГСМ

Списание ГСМ происходит путем внесения их в затраты. Осуществляется это на основании нормативов, которые были разработаны Министерством транспорта РФ. Однако согласно НК РФ предприятие имеет право разработать собственные нормативные документы для списания.

При работе по установленным нормам используют следующие документы:

  • Распоряжение Минтранса № АМ-23-р .
  • Распоряжение Минтранса № НА-90-р .
  • Распоряжение Минтранса № .

В последнем документе указаны все нововведения, которые актуальны на сегодняшний день. Также были внесены новые виды автомобилей, ранее отсутствовавшие. Поэтому рекомендуем компаниям, которые уже несколько лет ведут учет ГСМ по установленным нормам, ознакомиться с документом. Вероятно, там появился ваш транспорт, если его там не было ранее.

Стоит учесть, что любая автотранспортная организация обязана использовать документацию Минтранса РФ для учета расходов ГСМ. Собственный регламент разрабатывается, когда предприятию невыгодно использовать стандартные нормы, т.е. расходы значительно превышают установленные Минтрансом лимиты.

При разных типах налогообложения есть свои особенности списания:

  • При УСН: списание в графу «Расходы» происходит в день покупки.
  • При ОСНО: последним числом месяца за весь месяц.

Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке

Расчет расходов на топливо можно произвести 2-мя способами:

  • Применением документов, разработанных производителем транспорта.
  • Вычислением фактического расхода ГСМ на транспорт.

Ведение учета по 2-му способу применяется чаще, чем по 1-го.

Порядок замера расхода ГСМ, в частности бензина, дизельного топлива и газа, следующий:

  1. Создание комиссии.
  2. Несколько замеров при различных условиях эксплуатации (теплое и холодное время года, интенсивность движения, наличие пробок, простой с работающим двигателем). Замер происходит при полном баке с фиксацией пробега на момент заправки до полного опустошения бака.
  3. Полученные результаты оформляются в несколько нормативных документов, которые в дальнейшем используются в ходе списания ГСМ.

Можно пойти и другим путем: после формирования комиссии происходит замер при обычных условиях эксплуатации. После этого рассчитываются коэффициенты для поправок при отклонениях от нормы.

Инструкция, разработанная локально, должна соответствовать действительности, т.к. при завышении норм налоговая инспекция может запросить у вас обоснование таких показателей.

При разработке локального норматива использования топлива не запрещено за основу брать распоряжения Минтранса.

Коэффициенты при расчете ГСМ

При расчетах разрешено применять различные повышающие коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Документы Министерства транспорта РФ содержат подробную информацию о них.

Например, повышающий множитель в зимнее время года колеблется в диапазоне от 10 до 20% в зависимости от регионального расположения. Также влияние на расход топлива оказывает количество жителей города, в котором транспорт числится (от 5 до 35%), и возраст авто (5-10%).

Если налоговая инспекция запросит основание множителей при расчете, то вы сможете сослаться на рекомендации Министерства транспорта (выше по тексту).

Формула для вычисления расхода ГСМ

Для легкового транспорта существует типовая формула расхода топлива:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативная трата топлива, Hs – базовая трата топлива на 100 км, S – пробег транспорта, D – коэффициент в процентах.

Примеры расчета друг от друга практически не отличаются, т.к. почти все применяют общую формулу. Отличия могут быть в том случае, если на предприятии были введены собственные правила.

Пошаговая инструкция по расчету нормы (на основе документации Минтранса):

На балансе компании находится автомобиль, который зарегистрирован в области с 2-миллионным населением. За зимний период машина прошла 300 км. Базовая трата на 100 км – 8,5 литра, коэффициент D (работа в зимнее время) – 15%, коэффициент D (город с 2-миллионным населением) – 25%, пробег S – 250 км.

Применив формулу, получим:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,5 х 250 х (1 + 0,01 х (0,25 + 0,15)) = 21,34 л.

Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учетах

Ниже представлены ответы на наиболее распространенные вопросы при бухгалтерском учете ГСМ:

Разрешено ли списать ГСМ полностью без нормирования? Разрешено. Никаких особых требований налоговое и бухгалтерское законодательство не выдвигает. Но если нормы не применяются, то в налоговой инспекции вы должны будете объяснить объем отраженного в отчетах топлива. Также рекомендуем учитывать ГСМ одинаково при обоих типах учета: либо использовать нормирование там и там, либо не использовать
Как нормировать топливо? При УСН есть 3 варианта:
  • Использовать документацию Минтранса.
  • Использовать информацию изготовителя транспортного средства.
  • Собственные нормы, подтвержденные актами ответственной комиссии
Можно ли пересмотреть нормирование топлива в течение года? Разрешено, если будет причина для этого. К примеру, расход ГСМ новым авто превышает первоначальные лимиты. Основание для пересмотра нормы необходимо зафиксировать в приказе, изданном главой организации
Возможно ли применение различных норм расходования ГСМ на зимний и летний периоды? Законодательно запретов нет. Приказом главы компании утверждаются периоды, которые делятся на зимний и летний, фиксируются нормы расходования для каждого периода
Разрешено ли удерживать превышение нормы из зарплаты водителя? При доказательстве вины водителя – да. Для этого создается комиссия, согласно

Каждый автомобиль нужно «кормить» - либо бензином, либо дизельным топливом, реже - газом. Бухгалтеру же приходится разбираться с учетом расходов на горючее. На вопросы, возникающие в связи с этим у наших читателей, мы и ответим.

Для подтверждения расходов на ГСМ одних талонов мало

И. Сызоев, Московская обл.

У нашей фирмы есть автомобиль для развоза товаров покупателям. Водитель оплачивает бензин талонами, которые покупает фирма. Какой документ нам нужен для подтверждения расходов на бензин? Как отразить в бухучете движение талонов?

: Для подтверждения расходов на бензин вам понадобятся:

  • путевой лист, который подтверждает расход топлива. В листе должны быть указан ыПисьмо Минфина от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 :

Номер и марка автомобиля;

Ф. и. о. водителя;

Маршрут передвижения;

Пробег автомобиля по показаниям одометра (находится на спидометре);

Расход топлива за период, на который составляется путевой лист;

  • платежки и накладные на приобретение талонов.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

При заправке служебного автомобиля надо сохранять все документы, полученные на АЗС, чтобы затем передать их в бухгалтерию. И не важно, как происходит оплата: наличными, талонами или по топливной карте.

Что касается бухучета талонов, то правильнее отражать их как аванс, выплаченный поставщику. После того как талоны отоварены, вы списываете цену отпущенного топлива с кредита счета 60 в дебет счета 10-3. А уже оттуда по данным путевых листов списываете реально использованное топливо в дебет счетов затрат: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» (в зависимости от того, где задействован транспорт). Стоимость истраченного бензина определяете либо по методу ФИФО, либо по средней стоимости (это должно быть закреплено в вашей учетной политике).

Для учета движения талонов желательно завести отдельную книгу либо ведомость. Нелишним будет отражать движение талонов на забалансовом счете 006 «Учет бланков строгой отчетности». Проще это делать в условной оценке (к примеру, один талон - 1 руб. либо 1 л топлива - 1 руб.). Так вы обеспечите контроль за сохранностью талонов, и в бухгалтерской программе будет наглядно отражено, сколько осталось талонов или литров топлива, которые можно получить по талонам.

Авансовый отчет на топливную карту не нужен

Татьяна Бахчина, г. Сызрань

Когда мы выдавали водителям наличные для заправки, то требовали от них потом авансовый отчет. Теперь перешли на топливные карты. Выдаем водителям уже не деньги, а сами карточки. Они ими расплачиваются за бензин, получают на АЗС чек. Нужно ли им заполнять авансовые отчеты?

: Нет, не нужно. При получении бензина по топливной карте водитель ничего автозаправке не платит. Топливная карта - это лишь техническое средство учета оплаченного и отпущенного топлива. Полученный от АЗС документ - это тоже не чек ККТ, подтверждающий оплату бензина. Это, так сказать, замена или своеобразный дубликат накладной на отпуск топлива (обычно накладные поставщик топлива передает в конце месяца). Такой чек поможет определить, сколько бензина в литрах было заправлено в конкретную машину. Поэтому если карта не закреплена за конкретным автомобилем, то одновременно со сдачей путевых листов требуйте от водителя и чеки АЗС.

«Бензиновые» нормы облегчат общение с налоговой

Ирина Л., бухгалтер, г. Лобня

Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту - сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать?

: Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту. Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой. Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.

Если подобной системы учета нет, то лучше сверять количество израсходованного топлива с какими-либо нормами. Возможны два варианта.

ВАРИАНТ 1. Если вас устраивают «топливные» Рекомендации Минтранса, то на них и ориентируйтес ьМетодические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р . Для многих бухгалтеров это наименее трудозатратный вариант обосновать затраты на топливо. Плюс такого варианта еще и в том, что Рекомендации Минтранса довольно подробно проработаны: базовые нормы расхода топлива корректируются на повышающие коэффициенты, учитывающие различные факторы. Да и некоторые суды не видят в нормировании расходов на ГСМ по Рекомендациям Минтранса ничего противозаконног оПостановление 4 ААС от 05.04.2011 № А19-14025/10 .

В то же время нужно отметить, что Минфин не особо настаивает на применении минтрансовских норм, а лишь советует учитывать их в работ еПисьмо Минфина от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 . Ведь Минтранс не вправе устанавливать какие-либо правила, влияющие на исчисление налогов. К тому же Методические рекомендации Минтранса не были официально опубликованы, а в гл. 25 НК нет никаких требований о нормировании расходов на ГСМПостановление 16 ААС от 20.04.2012 № А61-263/09 .

ВАРИАНТ 2. Если вам удобнее разработать собственные нормативы расхода топлива, то списывайте ГСМ по самостоятельно утвержденным нормам.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, без путевых листов не обойтись.

Если минтрансовской нормы нет, можно разработать свою

Елизавета Круглова, г. Дубна

Бензин списываем на расходы по нормам из минтрансовских Рекомендаций. Сейчас купили грузовую «газель» ГАЗ-3302. А для нее нормативов нет. Что посоветуете? Списывать по факту или самим разработать норму?

: С нормативом всегда удобнее: это позволит контролировать водителей и подтверждать обоснованность расходов. Вы можете ориентироваться на расход топлива, приведенный в технической документации изготовителя машин ыПисьмо Минфина от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6 . Правда, он не учитывает многих факторов - загрузку автомобиля, езду в пробках или в зимнее время.

Поэтому норму расхода, которую указал изготовитель, лучше взять лишь за основу норматива. А дальше - работаем с ней так, как это предлагает Минтранс в своих Рекомендациях. В частности, эту норму увеличиваем на повышающий коэффициент, зависящий:

  • от возраста автомобиля и его пробега: старше 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; старше 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;
  • от зимней эксплуатации - коэффициент может быть до 10%;
  • от использования кондиционера или климат-контроля - к базовой норме прибавляем до 7%;
  • от числа жителей населенного пункта: чем больше город - тем больше коэффициент.

Кроме того, для грузовика к базовой норме расхода прибавляется дополнительный расход - 2 л бензина на тонну груза в расчете на 100 км пробега.

Командировка на личной машине = лишние документы

Марина Сергеевна, бухгалтер, г. Тула

Директор ездил в командировку на личном авто, привез чеки на бензин, ему все оплатили и списали на расходы. Сейчас внутренний аудитор считает это нарушением. Говорит, что расходы документально не подтверждены: нет ни путевого листа, ни приказа, в котором было бы прописано, что директор может пользоваться личным авто для служебных целей. Прав ли аудитор?

: Да, ваш аудитор прав. Без путевого листа нельзя признать расходы на топливо обоснованными. А оформить использование автомобиля в служебных целях можно двумя способами.

Первый - можно составить соглашение с директором об использовании его автомобиля на период командировки. Тогда вы должны будете выплатить ему компенсаци юст. 188 ТК РФ . Однако учтите, что для целей налогообложения прибыли компенсационные выплаты нормируютс яподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; п. 1 Постановления Правительства от 08.02.2002 № 92 :

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Если сотрудник часто использует личное авто для служебных поездок, то в налоговом плане выгоднее заключить с ним договор аренды, чем выплачивать ему компенсацию.

  • по легковым авто с двигателем до 2000 куб. см включительно - не более 1200 руб. в месяц;
  • с двигателем свыше 2000 куб. см - не более 1500 руб. в месяц.

Причем, по мнению налоговых инспекторов и Высшего арбитражного суда, этот компенсационный норматив включает в себя возмещение абсолютно всех расходов работника, включая и затраты на ГСМПисьма УФНС по г. Москве от 04.03.2011 № 16-15/020447@ ; Минфина от 16.11.2006 № 03-03-02/275 ; Решение ВАС от 14.09.2009 № ВАС-10278/09 . Поэтому, по мнению проверяющих, для целей налога на прибыль компенсацию учесть можно, а вот возмещение транспортных расходов (оплату бензина, масла и т. д.) - уже нельзя.

Поэтому более приемлем второй вариант - оформить с директором договор аренды его машины с экипажем. Тогда вы сможете учесть в расходах и арендную плату за машину, и расходы на бензин, подтвержденные путевыми листами. На учет в расходах платы за аренду машины никаких норм нет - сколько пропишете в договоре, столько и учтете в расхода хподп. 5 п. 1 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; ст. 646 ГК РФ ; Письмо Минфина от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649 . Только не забудьте удержать НДФЛ с арендной платы, полученной директором. А вот с суммы возмещения расходов на ГСМ НДФЛ удерживать не нужн оподп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ ; Письмо ФНС от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926 .

ГСМ может быть и товаром

Виолетта Роскина, бухгалтер, г. Йошкар-Ола

Устроилась в организацию, которая занимается грузоперевозками. Своих машин нет - заключили договоры перевозки с водителями-предпринимателями. За рейс выплачиваем деньги водителю так: берем согласованную цену рейса, из нее вычитаем стоимость отпущенного ему бензина, который закупает наша фирма. Количество ГСМ определяется по договоренности с водителем.
ГСМ списывается по реестру на водителей, реестр прикладывается к требованию-накладной. Отпущенный водителям бензин учитывается как расходы фирмы, НДС принимаем к вычету. Путевых листов у нас нет. Получается иногда, что в пересчете на 100 км расход топлива - 100 литров. Сомневаюсь, правильно ли все это?

: Разумеется, нет. Расходы на ГСМ вы учесть в расходах не можете - у вас нет ни собственного, ни арендованного транспорта.

В вашей ситуации получается, что вы расплачиваетесь с предпринимателями частично деньгами, частично - бензином за оказанные вам услуги по перевозке. Поэтому вам надо отражать реализацию бензина. Причем надо начислять на его стоимость НДС. А в расходы вы сможете списать стоимость рейса и покупную цену приобретенного бензина (проданного как товар).

И учтите, что сложившаяся у вас ситуация очень похожа на схему минимизации налогообложения. Инспекторы при проверке наверняка заподозрят, что вы проводите покупку бензина через свою фирму лишь для того, чтобы необоснованно заявить вычет входного НДС по топливу.

Чтобы избежать претензий при налоговых проверках (хотя бы по будущим операциям), лучше заключить прозрачный договор с водителями-перевозчиками. К примеру, водители сами могут покупать топливо, а его стоимость они затем учтут при расчете конечной цены перевозки. Тогда топливо вообще не будет проходить как отдельный расход в вашей организации. Если водитель-предприниматель - плательщик НДС, то вы сможете принять к вычету НДС, предъявленный вам по его услугам.

Стоимость израсходованного не по назначению бензина можно удержать с водителя

Светлана Якобсон, Московская обл.

Наши водители, как правило, укладываются в нормы расхода топлива (мы применяем минтрансовские). Но бывают и исключения. Иногда - по объективным причинам, иногда - видно, что водитель хитрит. В первом случае - признаем превышение в бухучете как наш расход (не учитываемый при расчете налога на прибыль), во втором - удерживаем разницу из зарплаты работника. Нужно ли при удержании денег с водителя оформлять реализацию ему бензина? И что с НДС по бензину?

: Оформлять продажу бензина работнику не нужно. Ведь вы всего лишь получаете компенсацию. При этом взысканную стоимость топлива нельзя включить в расходы ни в бухучете, ни в налоговом учете. Также НДС, приходящийся на нее, нельзя принять к вычету. В бухучете это можно оформить такими проводками:

Покупка бензина за наличные - проблема с вычетом НДС

Инна Щеглова, г. Мурманск

Водители иногда покупают бензин за наличные деньги. Естественно, никакого счета-фактуры они не приносят. Только авансовый отчет и приложенный к нему чек, в котором выделена сумма НДС. Можем ли мы по этому чеку принять к вычету НДС по бензину?

Рассмотренные в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

: Этот вопрос возникает у бухгалтеров довольно часто. И ответить на него однозначно нельзя. Инспекторы и Минфин считают, что вычет НДС по топливу возможен только при наличии счета-фактур ыПисьма Минфина от 03.08.2010 № 03-07-11/335 , от 09.03.2010 № 03-07-11/51 , от 15.06.2010 № 03-07-11/252 . Так что если не хотите сложностей - не берите НДС к вычету. Если же есть силы поспорить, то можете входной НДС предъявить к вычету и сослаться на Высший арбитражный суд. В одном из решений он подтвердил, что чека ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот налог к вычет уПостановление Президиума ВАС от 13.05.2008 № 17718/07 . Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные суд ысм., например, Постановления ФАС МО от 23.08.2011 № КА-А41/7671-11 ; ФАС ЦО от 05.08.2010 № А64-3986/09 .

Все расходы организации или предприятия в целях бухгалтерского и налогового учёта должны документально подтверждаться , в противном случае неучтённые расходы будут считаться серьёзным нарушением, и руководство юридического лица может понести из-за них достаточно серьёзную ответственность.

Это касается также расходов на ГСМ, при этом стоит отметить, что правильно рассчитанные и оформленные они могут быть отнесены на расходные статьи баланса. В результате может уменьшиться налогооблагаемая база, берущаяся за основу при расчёте налога на прибыль.

Понятия «ГСМ» и «Путевой лист»

Учёт движения горюче-смазочных материалов напрямую связан с путевыми листами, при этом под ГСМ понимают:

  • топливо различных видов, например, дизель, бензин, газ;
  • масла и смазки;
  • различные присадки и добавки, например, охлаждающие и тормозные.

Конкретный перечень используемых горюче-смазочных материалов, используемых при эксплуатации транспортного средства, зависит от его вида и модели . Существуют автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе. Кроме того, некоторые транспортные средства, например, автобусы, оснащают газотопливным оборудованием для экономии.

В этом случае газ также относится к ГСМ. Существуют нормативы их списания, утверждённые Минтрансом России, также они могут быть приняты на предприятии самостоятельно. Такие нормативы учитывают некоторые дополнительные параметры , например, время года и сезон, а также различные корректирующие коэффициенты.

Учёт данных материалов на предприятии в большинстве случае производиться на основе первичного документа учёта – путевого листа . Под путевым листом понимают документ, в котором фиксируется место отправления и прибытия автомобильного транспорта, расход топлива и смазочных материалов при этом, наименование перевозимого груза, цель поездки и иные сведения, имеющие отношение к ней.

Путевой лист оформляется как на собственный транспорт, так и на взятый в аренду. В общих случаях используют путевой лист формы №3 , для коммерческого транспорта предусмотрен лист формы №ПГ-1 , при использовании грузовика с повремённой формой оплаты применяется форма №4-П . Существуют также иные формы путевых листов.

Кроме путевого листа для списания горюче-смазочных материалов необходим приказ руководителя юридического лица , в котором утверждены нормы такого списания. При этом стоит отметить, что использование личного автомобиля в интересах компании также оформляется путевым листом для списания ГСМ.

Поступление данных материалов на предприятие оформляется приходным ордером . Само же списание происходит обычно один раз в месяц лицом, ответственным за это. Таким лицом практически всегда является сотрудник бухгалтерии, например, материальный бухгалтер.

Что же касается самого порядка списания, то он состоит в составлении соответствующего акта представителями специально созданной для этого комиссии в количестве не менее трёх человек .

К нему прикладывают документы первичной бухгалтерской отчётности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

Пример расчёта

Расчёт списания ГСМ производиться на каждую марку автомобильного транспорта отдельно, при этом обязательно учитывается общий километраж пройденного пути. Так, производить расчет для легкового автомобиля можно по формуле:

QH = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 * D), где

  • H – базовая норма расхода топлива, определяющаяся в виде пробега автомобиля в литрах на 100 километров;
  • S – общий пробег транспорта в течение рабочей смены в километрах;
  • D – поправочный коэффициент в процентах.

В качестве примера можно взять достаточно распространённый на производствах автомобиль марки ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4026.10. У него базовая норма потребления топлива равна 13 литров на 100 километров.

Автомобиль использовался для сбыта готовой продукции в зимний период. Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) — 128 километров. В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию

Рассчитываем норму расхода топлива: HPг = (0,01 * 13 * 128 * (1 + 0,01 * 20%)) = 16,67 литра НРо = (0,01 * 13 * 104 * (1 + 0,01 * 10)) = 13,53 литра. Согласно данным путевого листа было израсходовано 30,2 литра в течение рабочего дня. Если брать такой показатель за средний, то за месяц расход ГСМ в производственных целях составит:

НРм = НРд * Т, где

НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце.

Таким образом, НРм = 30,2 — 21 = 634,27 литра.

В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца. Что же касается списания тосола, тормозной жидкости и т.д., то их списание производится согласно ранее утверждённым нормам потребления.

Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.

Можно ли списать без путевого листа

Существуют случаи, когда списание ГСМ производиться без использования путевого лица. Это:

  • учёт по лимитам;
  • компенсация понесённых расходов.

В первом случае на предприятии должна быть установлена система контроля расхода горюче-смазочных материалов . В этом случае на единицу транспорта в месяц выделяют зарезервированные денежные средства на их приобретение.

Также для этого используются топливные карты АЗС, при этом деньги по ним не должны превышать установленную норму. Данная система хороша в случае использования автотранспорта по одному и тому же ежедневному маршруту.

Во втором случае требуется заключить договор на использование личного автомобиля между организацией и её сотрудником на основании ст. 188 Трудового кодекса РФ .

Здесь ограничения на выплаты устанавливаются в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля. Само же списание ГСМ производится на основании установленными предприятием нормам.

Особенности учёта

Прежде чем приступить к списанию горюче-смазочных материалов, юридическому лицу необходимо определиться со способом его учёта. Так непосредственно заправку топлива выполняет сам водитель автомобиля, используя выделенные на это денежные средства. После окончания заправки он обязан сдать авансовый отчёт в бухгалтерию . К нему прилагается чек АЗС. Топливо в дальнейшем оприходуется по счету 10 «Материалы» .

Израсходованные ГСМ отражаются при списании на следующих счетах :

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Непосредственно выбор того или иного счёта лежит на руководстве предприятия. При этом по налоговому учёту операция списании ГСМ проводиться по статье 254 Налогового кодекса и включается в материальные затраты.

При этом ничто не препятствует отнести их к прочим расходам на основании ст. 264 НК РФ . В любом случае с политикой учёта и списания ГСМ стоит определиться заранее, так как эти процедуры являются текущими и будут периодически повторяться.

Пошаговая инструкция по списанию ГСМ в 1С представлена ниже.

за наличный расчет

34. Горюче-смазочные материалы, реализуемые на автозаправочных станциях (АЗС) и других объектах аналогичного назначения за наличный расчет, приобретаются водителями за счет полученных под отчет наличных денежных средств (талонов, чеков, купонов и т.п.).

35. Водитель, как правило, самостоятельно определяет АЗС, на которых осуществляет приобретение топлива и смазочных материалов исходя из условий выполнения маршрутного (производственного) задания.

При необходимости водителю в составе производственного задания могут быть указаны пункты (АЗС) заправки. Это следует производить при работе на маршрутах в междугороднем, или межобластном сообщении, если с определенными АЗС имеется соглашение о заправке автомобилей организации на условиях безналичной или иной оплаты. Пункты заправки/адрес местонахождения, примерная схема проезда, режим работы, телефон и пр./сообщаются диспетчером устно или указываются в путевом листе либо на отдельном листке.

36. Сумму наличных денежных средств для приобретения моторного топлива, которая подлежит выдаче водителям под отчет, рекомендуется устанавливать равной по величине стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания (с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении и т.п.).

Стоимость средненедельного расхода топлива определяется по каждому автомобилю или по группе автомобилей одной модели, модификации), выполняющих перевозки по сходным маршрутам, исходя из:

Среднесуточного пробега подвижного состава, планового объема транспортной работы, продолжительности работы спецоборудования и других показателей производственного задания;

Утвержденных в организации линейных норм расхода топлива на пробег и транспортную работу, дополнительных норм расхода на работу спецоборудования, установленного на автомобиле (прицепе). Могут применяться также маршрутные нормы расхода топлива или укрупненные нормы расхода топлива на единицу транспортной работы (тонно-километр, поездка с грузом, доставка партии груза и пр.);

Действующих цен на топливо в данной местности или в территориях маршрута следования;

Количества рабочих дней в неделе согласно принятому в организации положении.

Приобретение водителем смазочных материалов на АЗС за наличный расчет производится по письменному разрешению должностного лица, отвечающего за эксплуатацию подвижного состава (или техническое обслуживание и ремонт). В разрешении указывается марка смазочных материалов и их количество для приобретения. Бухгалтерия организации определяет стоимость смазочных материалов и включает в платежную ведомость соответствующую сумму денежных средств для выдачи под отчет водителю.

37. Организация устанавливает график выдачи денежных средств на приобретение топлива и смазочных материалов под отчет водителям. Выдача денежных средств под отчет производится накануне каждого рейса. На каждый рабочий день недели бухгалтерией оформляется платежная ведомость на выдачу денежных средств под отчет для соответствующей группы водителей по графику. В указанную платежную ведомость вносятся также суммы под отчет водителям, убывающим в ближайшие сутки в междугородние рейсы.

Платежная ведомость подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.

38. Водители при приобретении горюче-смазочных материалов на АЗС обязаны получить кассовый чек, в котором указывается дата приобретения, марка топлива или смазочного материала, количество отпущенного и общая стоимость. В случаях, когда кассовые чеки не выдаются, водитель обязан получить при приобретении топлива или смазочных материалов иной документ (справку, квитанцию, накладную), имеющий приведенные выше данные, а также реквизиты продавца и заверенный подписью и штампом (печатью) организации, осуществившей отпуск указанных материалов.

39. По каждому водителю ведется учет выданных ему под отчет денежных средств. Для этого используется Карточка учета приобретения горюче-смазочных материалов водителем (по форме согласно приложению N).

В указанную карточку заносятся данные о выдаче под отчет водителю денежных средств (по видам: наличные деньги, талоны, чеки и т.п.), данные о фактическом приобретении топлива и смазочных материалов, подтвержденные документально, текущий остаток подотчетной суммы у водителя. Данные о выдаче подотчетных сумм и приобретении горюче-смазочных материалов заносятся по мере возникновения, а остатки подотчетных сумм рассчитываются еженедельно согласованно с графиком выдачи денежных средств по водителей, с тем чтобы своевременно осуществлять корректировку сумм последующих выдач под отчет денежных средств.

По окончании каждого календарного месяца по каждому водителю составляется отчет об использовании полученных для приобретения топлива и смазочных материалов денежных средств. Отчет в обязательном порядке составляется при возвращении из длительных командировок, при постановке закрепленного за водителем автомобиля в длительный ремонт, при уходе в отпуск, увольнении, переводе на другое место работы. По итогам указанного отчета водители должны возвратить в кассу организации остатки подотчетных денежных средств либо производится удержание из заработной платы. В случае если стоимость фактически приобретенного топлива и смазочных материалов, подтвержденная документально, превышает сумму выданных под отчет денежных средств, то водителю возмещается сумма указанного превышения. Допускается зачет величины остатка подотчетной суммы при выдаче средств под отчет в следующем месяце, за исключением случаев ухода водителя в отпуск, увольнения, командировок в другую местность, длительных простоев в ремонте, переводе на другое место работы на данном предприятии.

При приобретении ГСМ за наличный расчет необходимо соблюдать следующие правила.

Руководитель организации издает приказ, в котором определяет круг лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет на приобретение. В этом приказе должны быть установлены сроки представления в бухгалтерию авансовых отчетов. К авансовому отчету прилагаются чеки контрольно-кассовой техники, выдаваемые АЗС. Кассовый чек должен содержать следующие данные:

Наименование организации-продавца (АЗС);

ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) организации-продавца;

Номер кассового аппарата;

Номер и дату выдачи чека;

Стоимость ГСМ с учетом НДС. В некоторых регионах для АЗС введен единый налог на вмененный доход. В таких случаях стоимость ГСМ не включает в себя НДС;

Марку, количество ГСМ и цену за единицу. Эти реквизиты не являются обязательными для чека контрольно-кассового аппарата. Однако большинство АЗС в настоящее время выдают именно такие чеки. Если в чеке нет указанных реквизитов, то АЗС должно выдать товарный чек.

Бухгалтерия на основании авансового отчета приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. Аналитический учет ГСМ ведется по материально ответственным лицам - водителям автотранспорта. НДС из стоимости ГСМ материалов расчетным путем не выделяется. Это связано с тем, что для АЗС продажа ГСМ с выдачей чека контрольно-кассового аппарата является розничной торговлей, а главой 21 НК РФ не предусмотрено принятие к налоговому вычету сумм НДС, выделенных расчетным путем из указанных чеков.

Поступление ГСМ записывается в карточку учета материалов (типовая форма N М-17). В организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания указанных материалов, которая утверждается приказом руководителя организации в рамках ее учетной политики.