Подростковый гомосексуализм. Психология подростка - Фролов Ю.И

Подростковый гомосексуализм. Психология подростка - Фролов Ю.И
Подростковый гомосексуализм. Психология подростка - Фролов Ю.И

Подростковый возраст — период формирования сексуального влечения, которому свойственны недостаточная дифференцированность и повышенная возбудимость («юношеская гиперсексуальность»), а также незавершенность половой идентификации в психологическом смысле [Кон И. С., 1979]. Поэтому под влиянием ситуативных факторов легко могут возникнуть девиации сексуального поведения. Наиболее угрожаемыми в этом отношении являются как акселерированные, так и инфантильные подростки. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости. У инфантильных в силу реакции гиперкомпенсации иногда рождается стремление «не отстать» и даже «обогнать» сверстников в сексуальном отношении. В других случаях они оказываются предметом совращения более развитых подростков и в силу своей инфантильности бывают неспособными им противостоять. Возникающие в подростковом возрасте девиации сексуального поведения бывают сходными с истинными перверзиями (гомосексуализм, эксгибиционизм и др.) Но в отличие от истинных перверзий, которые также могут впервые выявляться в подростковом возрасте, подобные девиации всегда ситуативно обусловлены и являются преходящими. Обычно по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни от них не остается и следа. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, эти сексуальные девиации могут сохраняться наряду с нормальной половой жизнью или возобновляться при ее вынужденных перерывах (ложные перверзий). Транзиторные подростковые девиации сексуального поведения могут проявляться в разных формах. Онанизм . У подростков онанизм в настоящее время не принято рассматривать как патологическое явление [Исаев Д. Н. и др., 1979], если только он не начинается ранее 14 лет, не достигает чрезмерной интенсивности (до нескольких раз в день), не сочетается с невротическими симптомами и не сопровождается депрессивной реакцией на невозможность от него избавиться. Считается, что не менее 70 % подростков мужского пола и около 15—20 % женского пола после 14 лет регулярно занимаются онанизмом. Принято говорить о «мастурбации периода юношеской гиперсексуальности» [Общая сексопатология, 1977] и связывать ее с тем, что сексуальное влечение возникает гораздо раньше возможности вступить в брак. Не следует рассматривать как патологический феномен и «групповой», «совместный», «подражательный» онанизм, когда мастурбацией занимаются двое или несколько подростков одновременно на виду друг у друга. Эта форма сексуальной активности тесно сопряжена с подростковой реакцией группирования, имитацией поведения сверстников. Однако взаимный онанизм может быть первым проявлением гомосексуальных склонностей (см. стр. 64 — Николай К.). Петтинг . Эта форма удовлетворения полового влечения представляет собой нечто среднее между онанизмом и настоящим половым сношением и заключается во взаимном раздражении эрогенных зон (без интроитуса) до оргазма [Общая сексопатология, 1977]. Практикуется обычно в гетеросексуальных сношениях. Подростки прибегают к петтингу, так как при этом не разрушается hymen у девочек и, по их представлению, петтинг абсолютно защищает от беременности. По данным P. Hertoft (1969), петтинг практикуют около 30 % подростков. Ранняя половая жизнь . Ранние половые сношения гетеросексуального типа могут рассматриваться как патологическая девиация, если только они начинаются до того, как наступило достаточное физическое созревание. Его признаками у юношей служат лобковое оволосение по мужскому типу, появление растительности на щеках, груди, средней линии живота, установившийся мужской тембр голоса, замедление роста тела. В наших широтах в настоящее время у юношей такое созревание чаще всего достигается к 16—18 годам. У девушек подобная зрелость (регулярные месячные, остановка роста) наступают в 15—17 лет. Половая жизнь до юридического совершеннолетия (в РСФСР официальный брачный возраст — с 18 лет, в УССР и некоторых других республиках — с 16 лет), но при наличии достаточной физической зрелости может расцениваться как нежелательное явление с социальной точки зрения, но не как патологическая девиация. Ранняя сексуальная жизнь чаще всего встречается при гипертимной акцентуации (см. стр. 192 — Дмитрий А.). Этому способствует как рано пробуждающееся и сильное влечение, так и общительность, легкость установления контактов, отсутствие застенчивости. Первые связи гипертимов обычно непродолжительны. Некоторые эпилептоидные подростки также рано начинают половую жизнь, но они предпочитают постоянного партнера и крайне ревнивы в отношении его. Неустойчивые подростки могут рано обогащаться сексуальным опытом в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них не отличается силой. У обследованных нами подростков мужского пола с психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций регулярная половая жизнь до 16 лет отмечена лишь в 9 %. Подростковый промискуитет . Частые половые сношения с непрестанной сменой партнеров встречаются в некоторых асоциальных подростковых компаниях. Промискуитет нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек [Илешева Р. Г., 1978]. В состоянии алкогольного опьянения у одних растормаживаются влечения, у других — наступает пассивная подчиняемость более старшим и более активным партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает также реакция имитации У девочек промискуитет как форма сексуального поведения склонен закрепляться, и тогда стремление к постоянной смене партнера становится чем-то вроде ложной перверзии. Транзиторный подростковый гомосексуализм . Эта девиация является ситуативно обусловленной — его проявления сильны в закрытых учреждениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У старших подростков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших — подражанием, соблазном, иногда — понуждением со стороны старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят к взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики — даже к педерастическим актам — введению penis в anus партнера. У подростков мужского пола транзиторный подростковый гомосексуализм встречается чаще, чем у девочек. Причина транзиторного подросткового гомосексуализма состоит в том, что периоду становления полового влечения свойственна его малая дифференцированность, что отметил еще A. Moll (1893). В отличие от истинного при транзиторном подростковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей противоположного пола своего возраста, даже без всякой половой близости с ними, гомосексуальные склонности блекнут. Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых (пассивная форма). Первые проявления истинного гомосексуализма также падают на подростковый возраст. Дифференциально-диагностическими признаками зарождения истинного гомосексуализма в отличие от транзиторного подросткового служат полное отсутствие влечения к сверстникам противоположного пола, даже чувство отвращения при представлении о физической близости с ними, эротические сновидения во время поллюций исключительно гомосексуального содержания. В старшем подростковом возрасте к этому присоединяется активный поиск гомосексуальных партнеров, а также ситуаций, где можно увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола (общественные бани, туалеты и т. п.). Женственная внешность у юношей и, наоборот, маскулинизированность у девушек сами по себе еще не свидетельствуют о гомосексуальных склонностях. Примером транзиторного подросткового гомосексуализма может послужить поведение Николая К. (см. стр. 64), становления истинного гомосексуализма в подростковом возрасте — Анатолия П. (см. стр. 196). Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте . Сюда относятся более редкие случаи вуайеризма (подглядывания за обнаженным телом, особенно гениталиями противоположного пола), эксгибиционизма (выставление напоказ собственных обнаженных гениталий, у мальчиков — обычно эрегированного полового члена), манипуляции над половыми органами малолетних или животных и т. п. Обычно эти действия сопровождаются мастурбацией или она следует за ними. Но все это встречается не как стойкая перверзия, а как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения. Более стойкой перверзией, также проявляющейся с подросткового возраста, является своеобразный фетишизм. Такие подростки занимаются онанизмом, переодеваясь в белье и платье противоположного пола, или используют для онанизма предметы туалета противоположного пола. Типологические особенности сексуальных девиаций . Разным типам психопатий и акцентуаций характера присущи неодинаковые особенности сексуальных девиаций. У гипертимных подростков чаще встречается ранняя половая жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может встречаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с самоугрызениями, самоукорами, самонаказаниями, тайными зароками и клятвами его прекратить и т. д. Сексуальная жизнь шизоидного подростка обычно покрыта глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам могут сочетаться у шизоидов с выраженной эротичностью — с интенсивным онанизмом и соответствующими фантазиями или влечение может прорываться в грубой и перверзной форме — часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, где их могут увидеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. д. Сильное влечение толкает эпилептоидов к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству. Сексуальные девиации неустойчивых более всего определяются реакцией имитации тем формам сексуального поведения, которые имеют место в компании, к которой очи принадлежат.

Транзиторный подростковый гомосексуализм особенно сильно проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредоточиваются подростки одного пола. У старших подрост­ков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших - реакцией группирования, имитации - соблазном, подражанием, а иногда и по­нуждением со стороны более старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят ко взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики - и ко введению полового члена в задний проход другого. У подростков мужского пола транзиторный гомосексуализм встречается чаще, чем у подростков женского пола.

Причиной транзиторного гомосексуализма является свойствен­ная периоду становления полового влечения его малая дифференцированность. Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться самыми разнообразными раздражителями - мышечным напряжением во время борьбы с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом.

Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых подростков (пассивная форма).

В отличие от истинной перверзни, при транзиторном подрост­ковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей другого пола своего возраста, даже безо всякой половой близости с ними, гомосексуальные контакты прекращаются.

Однако дифференциальный диагноз между гомосексуализмом как формирующейся перверзией и транзиторной девиацией в под­ростковом возрасте не всегда бывает легок, особенно когда о своей гомосексуальности говорит сам подросток и она вызывает у него страх неполноценности («гомосексуальная паника» амери­канских авторов). Около 8-10 % подростков проходят этап гомосексуальной влюбленности [Исаев Д. Н. и др., 1979], в то же время как истинный гомосексуализм, по данным многих авторов, встречается в 1-2 % случаев. При отсутствии у под­ростка сексуального опыта для распознавания формирующейся истинной перверзии можно опираться на следующие признаки. Влечение к противоположному полу, по словам подростка, не только отсутствует, но его представители как сексуальный объект действуют отталкивающим образом. Сновидения во время поллюций носят исключительно гомосексуальный характер. То же можно сказать об эротических фантазиях во время мастурбации. Подросток начинает активно выискивать ситуации, где может уви­деть обнаженными гениталии представителей своего пола (бани, общественные туалеты). Следует отметить, что мужеподобный склад девочек и женственность мальчиков вовсе не являются веским доводом в пользу гомосексуальной склонности - скорее это фон, на котором гомосексуальность может развиться. Отрицательное отношение к собственной гомосексуальности может иметь место и при истинной перверзии - Зго-дистонический гомо­сексуализм американских авторов .

Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте встречаются реже. К ним относятся подглядывания за обнаженными чужими гениталиями (вуайеризм), выставление напоказ собственных половых органов, чаще всего эрегированного полового члена (эксгибиционизм), мани­пуляции над половыми органами маленьких детей или животных, переодевание в одежду и особенно белье противоположного пола и др.

Обычно всем этим действиям сопутствует мастурбация или они завершаются ею. Но все это встречается как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения, а не как стойкая склонность. Но если подобные действия повторяются раз за разом и сопровождаются или завершаются подкрепляющим их оргазмом, то в силу условнорефлекторного механизма может установиться стойкая привычка и транзиторная девиация пре­вратиться в перверзию.

Эксгибиционизм, видимо, способен упрочиваться особенно легко. Предполагается, что в закреплении играет роль механизм импринтинга, т. е. моментальное и прочное запечатление первых раздражителей данного рода, падающих на предуготовленную почву.

Особенности сексуальных девиаций при разных типах акцен­туаций характера. У гипертнмных подростков чаще встречается ранняя сексуальная жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может наблюдаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с угрызениями, самоукорами, клятвами, самонаказаниями и т. п. Сексуальная жизнь шизоида обычно остается глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам может сочетаться с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями или влечение может внезапно прорываться в грубой и перверзной форме - часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то обнаженные гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, откуда их могут видеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. п. Сильное влечение эпилептоидов толкает к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству; у них же может обнаруживаться склонность к садизму и мазохизму. Лабильные и истероидные подростки особенно любят предаваться эротическим фантазиям. Однако с началом половой жизни исте­роидные подростки могут часто менять партнеров вплоть до про­мискуитета, в то время как лабильные более привязчивы. При неустойчивой акцентуации чаще встречаются промискуитет и груп­повой секс (плюрализм), пассивная форма гомосексуальности.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

3 мая 2012, 10:43

Лазая по просторам интернета, нашла одну интересную историю мальчика-гея. Меня эта ситуация заинтересовала. А много ли таких ситуаций в нашей стране, да и во всём мире происходит???
Иван Харченко, 16 лет, школьник: «Проблемы с родителями у меня начались, когда мне было 14 лет. Им никогда не нравились мои друзья. Меня это, естественно, не устраивало: не зная моих друзей и не желая с ними ни при каких обстоятельствах знакомиться, родственники говорили о них такое, что у меня уши в трубочку сворачивались. Практически каждый вечер - скандалы. Иногда бывали перерывы, но они были, честно сказать, нечастыми. Гром грянул после того, как я рассказал родным о своей гомосексуальной ориентации. Мне уже исполнилось 16 лет, и я хорошо понимал, что противоположный пол мне нравится меньше собственного. Я последовательно сказал маме, папе, дедушке и бабушке, что я - гей. Мне не хотелось, чтобы они принимали меня за другого человека, а любили меня таким, какой я есть. Я, конечно, понимал, что их реакция не будет радостной, но надеялся, что со временем они смирятся. Наивно думал, что сценарий будет таким: взрыв, скандал, потом - спокойствие и тишина, и мы живем, как раньше. Все получилось строго наоборот: родные выслушали меня с мрачными лицами, ничего не сказали, не заплакали, сделали вид, что ничего не произошло, что все в порядке. Через несколько дней начались крики: «Как же ты женишься? Откуда ты возьмешь детей? Что же будет со всем нашим родом?» И так далее. Когда родные поняли, что на эти вопросы я отвечать не хочу и в скандалы как человек по характеру мирный стараюсь не ввязываться, они изменили тактику. В начале апреля бабушка сказала мне: «Сегодня мы пойдем на обследование к врачу-терапевту, собирайся». Я согласился, поскольку можно было школу на халяву прогулять - я не прогульщик, но в тот день была контрольная по алгебре, к которой я не успел подготовиться. В общем, оделся, собрался, и мы поехали. Пришли к зданию, на первом этаже которого была табличка «Центр правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова». Меня заводят в комнату, где за столом сидит человек обычной такой внешности, но на столе перед ним разложены довольно странные предметы - нож, емкость с водой и емкость с маслом. И этот человек трагическим голосом спросил меня: «Хочешь ли ты избавиться от своих проблем?» Я ответил, что да, у меня есть проблемы с учебой в школе, и от них я бы с удовольствием избавился. Но этот человек сказал: «Сейчас мы будем избавлять тебя от беса гомосексуализма». После этого он довольно странно себя повел: начал бегать вокруг меня, размахивая кинжалом. Брызгал на меня водой и рыгал мне в оба уха. В целом все это напоминало какой-то языческий обряд, и на десятой минуте я расхохотался, и вышел из комнаты. Говорят, подобные сеансы стоят около 50 тысяч рублей. На бабушку я обиду не затаил - я человек незлопамятный, что было, то и было. Через три дня за мной на машине приехал папа. Сказал, что отвезет меня на однодневное обследование в клинику, и в тот же вечер я вернусь домой. Мы ехали долго. Когда съехали с Киевского шоссе и повернули на Наро-Фоминск, я догадался, что меня везут в реабилитационную клинику доктора Маршака. Дело в том, что в 15 минутах езды от клиники, в Апрелевке, у нас дача, и я часто подъезжал к больничному забору на велосипеде. Мне не было страшно - просто страшно неприятно. Выехали мы в клинику утром, приехали днем. Когда меня туда привезли, то тут же стали расспрашивать, употреблял ли я наркотики. Потом те же вопросы задали моему отцу, он ответил отрицательно. Затем меня вывели из кабинета, а отец остался внутри. Медсестра сказала: «Сейчас мы отведем тебя в палату». Я, если честно, не очень понял, куда и зачем меня ведут: если бы меня считали наркоманом, то обыскали бы в приемном отделении и только потом отвели в комнату. А меня не обыскивали - по одному моему внешнему виду было ясно, что я наркотики не употребляю. Впоследствии выяснилось, что отец договорился о моей госпитализации с врачом и уехал, не попрощавшись. Отец у меня по характеру довольно жесткий человек, с ним даже моя мама спорить боится, чего уж обо мне говорить. Меня оставили в клинике, и только через три дня я узнал о том, что отец договорился о моей госпитализации на три недели. Палаты в клинике одноместные, небольшие: кровать, стол, стул, шкаф, телевизор. На первом этаже - зарешеченные окна, на втором, где лежал я, решеток на окнах нет, но с них свинчены все ручки. Средства связи запрещены, звонить можно только по указанным в карте контактным номерам. Разрешается сделать один звонок в день, продолжительностью не более пяти минут. Передвигаться можно только по задней части территории, по периметру стоят охранники, на столбах - инфракрасные датчики. Я не понимал, зачем меня держат в таких условиях, и только через три дня один из психологов проговорился, что отец меня положил для того, чтобы вылечить от гомосексуализма, и что в этой клинике уже был такой случай: родители положили ребенка, чтобы вылечить его от нетрадиционной ориентации. Какими методами лечат от гомосексуализма, я и сам не понял: медсестры никогда не говорили, какие уколы мне делают и какие таблетки дают. Кстати, после этого лечения у меня начались проблемы с памятью и я начал путать то, что было вчера, с тем, то было 15 минут назад. В первый день мне сделали какие-то анализы, цели которых я не понимал. Каждое утро давали таблетки - я не знаю, какие. Говорили, что это - «ферментные модуляторы», но мне от них сильно хотелось спать. Я постоянно находился в заторможенном состоянии. Ежедневно проводили процедуры: клали в какую-то капсулу, в которой надо было лежать ровно 30 минут, чистили кровь внутривенным лазером. На голову ставили датчики, которые влияют на участки головного мозга, отвечающие за зависимость. Еще заставляли ходить на групповые занятия, на которых пациенты рассказывали про свои взаимоотношения с наркотиками. А мне и сказать им было нечего. Через два дня я получил положенный мне телефонный звонок (когда меня оформляли, мне удалось по памяти записать в карту телефоны мамы и моих друзей). Сначала я позвонил друзьям, сказал, что меня надо спасать. Потом набрал маму. В общей сложности я пролежал в клинике десять дней. Утром 25 апреля к клинике подъехали репортеры. Меня вызвал главный врач клиники Маршака, Дмитрий Вашкин. Говорит: «Отзови репортеров». Я ничего делать не стал и вернулся к себе в палату. Потом меня еще раз вызвали к Вашкину, и он стал расспрашивать, нравится ли мне в клинике. Я, естественно, ответил отрицательно. Мои друзья и журналисты стояли у больничных ворот. Охранники не пускали их в клинику, обещали, что сейчас вызовут бригаду, и «это будет последним днем вашей жизни». В ответ журналисты вызвали наряд милиции из Наро-Фоминского РУВД. А я из окна второго этажа видел страшную суету и большое количество машин. После этого главврач сказал, что меня отвезут домой на машине клиники. Со мной в машину сели охранник и полицейский. Мы выехали из ворот, и тут же мои друзья своими машинами заблокировали наш автомобиль и настояли на том, чтобы к нам сел адвокат. Друзья боялись, что меня не довезут до дома, а выбросят в ближайшем лесу: дело в том, что когда-то, лет пять назад, клинику у Якова Маршака «отжала» группировка из Солнцево, и никто не знает, имеет ли она отношение к клинике до сих пор. Мы гнали по трассе со скоростью под 200 километров. Друзья и журналисты гнали за нами. Меня привезли к дому бабушки и дедушки, я позвонил в дверь, и дедушка спросил: «Кто там?» Я ответил: «Ваня», - и услышал, что «Иван Харченко здесь больше не живет». Было очень обидно. Тогда меня отвезли к маме, и мама меня приняла. Дело в том, что мои родители живут раздельно, и с мамой у меня, в общем, нормальные отношения. А вот как мне дальше общаться с отцом, я и не понимаю».
Обсудим?

Казанков Никита Игоревич

студент 5 курса кафедры социологии и социальной работы, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Балтуева Светлана Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Е- mail : svbalt @ mail . ru

Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличению. Данная проблема является противоречивой поскольку всем очевидно, что не существует или слабо развита система работы с подростками нетрадиционной традиции, но при этом количество подростков нетрадиционной традиции в России не уменьшается, а увеличивается. Негативные последствия рассматриваемой проблемы это психологические проблемы подростков, которые после своего coming out, не были приняты своими семьями, друзьями и обществом. Они замыкаются в себе, начинают употреблять алкоголь, наркотики. Они прекращают любые социальные контакты и, в конце концов, эти молодые люди умирают или совершают суицид, но не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих. По определению польского психиатра А. Кемпински, в большинстве случаев «социальная смерть равняется для человека биологической смерти» .

Количество людей с нетрадиционной ориентацией в настоящее время постепенно увеличивается в нашей стране. Потому что данное явление, как стало открытым в 90-х годах прошлого века. Если стало открытым - стало более заметным. Потом у гомосексуалов появилась появилась своя субкультура. Одна из главных причин данного процессаэто большое внимание со стороны СМИ.

Средний возраст выхода или coming out (выхода ил- перевод с англ. языка дословно) с нижается. Так, у американских мужчин он снизился с 19,3 лет до 14,5-6 лет, т. е. «выход» приходится именно на подростково-юношеский период. Однако полное принятие себя происходит уже за рамками подросткового и юношеского возраста.

Принятие себя как индивида в сексуальном отношении и самораскрытие в отношениях с окружающим миром, открытое признание своей гомосексуальности снимает, с одной стороны, очень многие психологические проблемы и внутренние конфликты у подростка, т. к. завершение и определение сексуальной идентификации приносит огромное облегчение. Для подростков, которые приняли свою сексуальную ориентацию, она становится нормальной, естественной и единственно возможной. Но, в то с другой стороны, у подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией могут возникнуть социально-психологические трудности, которые вызывают мучительное чувство одиночества, депрессии и повышенную склонность к суициду.

Например, подросток должен будет готов выдержать непонимание и иногда открытое противостояние родителей, для которых новость о том, что их ребёнок гомосексуал, наверняка будет очень болезненным открытием. Поэтому, если подросток финансово зависит от своих родителей и подозревает, что они способны после открытия перестать оказывать материальную поддержку или выгнать из дома, лучше подождать до тех пор, когда у них не будет этой возможности материально его ущемлять.

Современный мир, в рамках повышения образованности и просвещенности населения, стал более толерантным к людям нетрадиционной ориентацией, особенно в развитых странах. Поэтому сексуальные меньшинства добиваются уравнения своих прав с другими людьми во многих сферах жизни. Это выражается и в разрешение однополых браков, и в возможности иметь права на усыновление детей такими парами. Конечно, у такой позиции уравнивания прав сексуальных меньшинств с людьми, имеющими традиционную сексуальную ориентацию, есть противники. Много ведется споров, многие с осуждением высказываются по данной теме. Противники такой толерантности утверждают, что общество становится слишком гуманным и терпимым к таким проявлениям. Они утверждают что, у людей с нетрадиционной ориентацией имеются психические отклонения, что нетрадиционная ориентация - это одна из форм девиации или то, что данные люди больные, и им требуется медицинская помощь.

Сексуальные меньшинства, а особенно дети в подростковом периоде, должны являться объектами социальной работы. Одним из направлений в работе социальных служб - это решение проблем их подопечных, в том числе и таких подростков, во время кризисного состояния самоидентификации, или стресса, возникающего в силу страха признания своей ориентации. Если такое состояние в сочетании с отсутствием поддержки со стороны окружающих длится достаточно продолжительное время, тои ведет к необходимости вмешательства со стороны службы социальных работников.

Социальный работник обязан учитывать в своей работе представления о проблеме людей с нетрадиционной ориентацией, и об их преследовании в обществе. Оказывая необходимую помощь, специалисты по социальной работе должны избегать традиционных методов, связанных с попыткой давления и изменения ориентации клиента; напротив им нужно мотивировать обратившегося на повышение уровня самоуважения, чтобы самостоятельно не доводить себя до стрессовой ситуации. Необходимо, по возможности, подключать к реализации лечебного плана родных клиента, друзей.

Социальная работа с молодыми людьми с нетрадиционной ориентацией намного сложнее, чем с такими же взрослыми. Социальный работник должен принимать во внимание обстоятельство периодизации процесса формирования гомосексуальной идентичности, выдвинутую американским социологом Ричардом Тройденом, по которой время подросткового возраста и начало юности - это самый драматичный и психологически напряжённый этап развития. Это период сомнений и смешанной идентичности, когда подросток уже задумывается о своей сексуальной идентичности, но ещё не может чётко определить её. Переживания первого гомосексуального контакта, самоосознание своей гомосексуальности по данным различных исследований, в среднем, приходятся именно на возраст 12-16 лет. Однако для многих подростков даже наличие гомосексуального опыта и осознание своей гомосексуальности ещё не означает признания себя геем, так как считают, что это естественно. Некоторые из них обращаются за помощью к психотерапевту в надежде избавиться от своей гомоэротической направленности, другие занимаются самовоспитанием, искореняя в себе подобные чувства.При этом подростку не у кого спросить совет, получить ценную информацию. Подростки-гомосексуалы вообще очень одиноки. По мнению И. Кона, «юность - вообще довольно одинокий возраст, но никто не бывает так одинок, как гомосексуальные подростки» .

Социальному работнику при работе с подростками с нетрадиционной сексуальной ориентацией рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Соблюдайте конфиденциальность.Если молодые люди поделились с вами информацией о его или её сексуальной ориентации, вы получили доверие, которое должны уважать. Нарушение этой конфиденциальности может принести непоправимый урон и психологический срыв, а в некоторых случаях и к суициду.

2. Понимайте значение сексуальной ориентации.Каждый вид сексуальной ориентации - это то, что естественно для этого человека.

3. Помогайте, но не настаивайте.Какова бы ни была собственная сексуальная ориентация консультанта, он должен исходить, прежде всего, из жизненных проблем обратившегося к нему подростка. Нельзя в категоричной форме осуждать или требовать изменения сексуальной ориентации.

4. Знайте, когда и где искать помощь.Обладать и собирать информацию об организациях и обществах, компетентных специалистахНе забывайте о семейных условиях, помогите подростку разобраться в его отношениях с родителями, если возможно - поговорите с ними, но только с согласия самого подростка. Если он хочет сам раскрыться родителям, но не знает, как это сделать, познакомьте его с рекомендациями американских психологов организации P-FLAG, основанные на многолетних исследованиях, и посвящённые следующим вопросам: «Как открыться своим родителям», «Какие этапы проходят родители на пути понимания и принятия своего ребёнка» .

5. Необходимо обратить особое внимание на признакиу клиента алкоголизма и наркомании, психологических нарушений. В случае необходимости и выявления своевременно направляйте молодых людей к нужному специалисту. Данные рекомендации помогут социальному работнику по работе с этой категорией населения.

Таким образом, то взаимодействие, которое произойдёт между социальным работником и подростком, может оказаться решающим в судьбе молодого человека. Очень важно помочь подростку разобраться в его семейных и школьных проблемах. Необходимо стремиться облегчить состояние молодого человека в его внутренних конфликтах, помогая ему понять механизмы их возникновения. По мнению Виктора Франкла, в основе человеческого существования в целом лежит ответственность. Социальный работник несёт дополнительную ответственность, поскольку он отвечает за того, кто обратился к нему за помощью. Его ответственность ещё более возрастает, когда его просят дать консультацию по сексуальным вопросам . Поэтому нам бы хотелось посоветовать оставить свои стереотипы и рассуждения на тему - кто лучше, быть или не быть гомосексуалом, а оказать помощь подростку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Список литературы:

  1. Как открыться своим родителям // Один из нас. - 1998. - № 5-6 (12). - С. 8-10.
  2. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.
  3. Российский сервер геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gay.ru/. h tml (дата обращения: 23.10.12).
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.