Кутузовский. Поклонка

Кутузовский. Поклонка
Кутузовский. Поклонка

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

  • Московский митрополит отказался освятить памятник из-за того, что на нем установлены скульптурные изображения мифологических богов.
  • Триумфальная арка – главный символ Филевского автобусно-троллейбусного парка.
  • Белый камень для облицовки стен арки был добыт у подмосковного села Татарово.
  • Неподалеку от арки находится каток с искусственным льдом — популярнейшее место среди детей и молодежи Москвы.

Деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы были сооружены в 1814 к торжественной встрече русской армии, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном. В 1829-1834 вместо них были построены новые Триумфальные ворота - 28-метровая однопролётная "римская" арка из кирпича с белокаменной облицовкой, 12-ю колоннами, статуями русских войнов и "Колесницей Славы" из чугуна наверху. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б. Тверской-Ямской улицы, были построены 2 кордегардии (караульных помещения), а также перепланирована и благоустроена территория вокруг.

Николай I лично утвердил надпись на Триумфальной арке: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826".

Владимир Гиляровский писал в книге «Москва и москвичи» о Триумфальных воротах: "Говорили, что по всей Москве и есть только два трезвых кучера - один здесь, другой - на фронтоне Большого театра. Только это был не «кучер», а «баба с калачом», по местному определению."

В 1966-1968 Триумфальная арка была воссоздана на нынешнем своём месте - на площади Победы по оси Кутузовского проспекта, у Поклонной горы. Для строительства использован железобетон; беломраморная облицовка цоколя была заменена гранитной, стены облицованы блоками крымского известняка. Все недостающие скульптурные детали, а также 12-метровые колонны были вновь отлиты из чугуна по образцу одной оставшейся колонны. При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.

Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.

В нынешнем расположении Триумфальной арки есть небольшой казус: если первоначально арка символически встречала русскую армию-освободительницу, торжественно входившую в Москву через Тверскую заставу, то теперь она стоит на месте вступления в город армии Наполеона.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте . Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

И да, всем оказавшим помощь будет выдан спец-аккаунт))).

Триумфальные ворота на площади Победы - одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории - Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте.
Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка - она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе - его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях - немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств - город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника - крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города - по-русски, наружу - на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .



Площадь Новых Триумфальных Ворот.
Автор П.П. Павлов. Москва. Конец ХIХ - начало ХХ века

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию - пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок - его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд - сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…



Триумфальные ворота.
Автор неизвестен. Москва. Начало 1930-х годов

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы - арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.



Вид на Красные ворота с пролётки.
Автор Н.М. Щапов. Москва. 20 апреля 1902 года

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе - речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок - Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус - божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря - вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII - начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.



Празднично оформленный вход на ярмарку в год 800-летия Москвы.
Автор – М. Чернов. Дата съёмки - 1947 г.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место - на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы - на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент - спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.



Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

Краевский Б.П. Триумфальные ворота. - М.: Московский рабочий, 1984.
Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. - 2012. - № 5 (257). - С. 91–96.
Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. - М.: Эксмо, 2010.
Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2015. - Вып. 3 (19). - С. 102–119.

П арадный въезд в город и ворота старинной крепости, триумфальная арка и инженерное решение для складских помещений - проходим под сводами российских архитектурных памятников .

Золотые ворота во Владимире

Красные ворота в Москве

Триумфальная арка в Москве

В 1826 году император Николай I дал распоряжение построить и в Москве арку в память о победе над Наполеоном. Проект создал архитектор Осип Бове, ворота возвели в 1834 году.

Каменные ворота украсили чугунные скульптуры - богиня Ника в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, барельефные композиции «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Их выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. В 1936 году ворота были разобраны. Часть скульптур Триумфальной арки хранится в Музее архитектуры имени Щусева.

Точную копию ворот воссоздал спустя три десятилетия архитектор Владимир Либсон. Новая арка появилась на Кутузовском проспекте, недалеко от парка Победы.

Арка главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание Главного штаба в Петербурге строили в 1819–1828 годах по проекту Карла Росси. В память о победе России в Отечественной войне 1812 года архитектор соединил два отдельно стоящих здания изысканной аркой в стиле ампир. Ее декорировали барельефами и скульптурами на военные сюжеты. «Колесницу славы» с богиней Никой, увенчавшую арку, изваяли Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

Изначально фигуры были изготовлены из очень тонких листов меди на металлическом каркасе. Со временем они начали разрушаться: Ника осталась без лаврового венка, лошади - без хвостов, двуглавый орел потерял одну голову. Арку и скульптуры несколько раз реконструировали.

Бранденбургские ворота в Калининграде - одни из семи сохранившихся городских ворот. Они до сих пор используются по прямому назначению: под арками расположена проезжая часть, по которой ходит транспорт.

Первые деревянные ворота на этом месте были построены еще в 1657 году. Они находились на пути к замку Бранденбург, от которого и получили свое название. Через сто лет по указу короля Пруссии Фридриха II здесь возвели массивные кирпичные ворота в неоготическом стиле . Арку с двумя проездами перестроили в середине XIX века, тогда ворота были украшены остроконечными декоративными фронтонами, цветочными рельефами, гербами и медальонами.

Королевские ворота в Калининграде

Два самых узнаваемых архитектурных символа Калининграда - это Кафедральный собор и Королевские ворота . В своем современном виде арка появилась здесь в 1850 году. Автором проекта был немецкий военный инженер Эрнст Людвиг фон Астер. По сторонам центрального проезда были возведены казематы с зубцами на крыше и стилизованными дозорными башенками на нижнем ярусе. Барельефы трех королей, украсившие ворота, создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

После Великой Отечественной войны арку не реставрировали почти 60 лет, поврежденные барельефы калининградцы прозвали «тремя безголовыми королями». В 2005 году ворота и украшавшие их декоративные элементы полностью восстановили по архивным фотографиям. Сегодня внутри архитектурного сооружения находится экспозиция «Великое посольство» историко-культурного центра.

Фридрихсбургские ворота в Калининграде

Ворота - это все, что сохранилось от Фридрихсбургской крепости, основанной в 1657 году. Их возвели в 1852 году по проекту немецкого архитектора Фридриха Шлютера. Центральную арку в неоготическом стиле, казематы и круглые башни сложили из обожженного фигурного кирпича. Ворота декорировали зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами.

Здание было повреждено в годы Великой Отечественной войны. После реставрации в 2011 году ворота с башнями, гербом на фасаде, железными дверями и мощеным двориком приобрели свой первоначальный вид. Сегодня они принадлежат Музею Мирового океана . Внутри расположена экспозиция «Корабельное воскресение», посвященная истории кораблестроения и возрождению исторических судов.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.