Как заработать чистые деньги классный час. Сказка "Копейка рубль бережёт" классный час (1 класс) на тему

Как заработать чистые деньги классный час. Сказка
Как заработать чистые деньги классный час. Сказка "Копейка рубль бережёт" классный час (1 класс) на тему



Определение причин и последствий исчезновения мелочи из оборота. -изучить историю появления русской копейки; -выяснить, когда и почему копейки в России уже исчезали; -сравнить денежные единицы в разных странах мира; -определить экспериментальным путём, есть ли польза от копеек в наши дни.


1. На Руси широкое хождение имели монеты монгольского хана Кепека (Кебека), которые стали называть «Кепек динар». Русский князья стали называть мелкие монеты собственной чеканки – «копейка». 2. Владимир Даль в своём толковом словаре утверждает что копейка произошло от слова «копить» деньги. 3. На лицевой стороне копейки изображен всадник с копьём – «деньга копейная». 4 Откуда произошло слово «копейка»












10 Что можно было купить за копейки? ХХ век. Во времена Советского Союза на копейке (1924 год) изображен Герб Советского Союза. Медь заменяют сплавом бронзы, копейка начинает весить 1 грамм. Такой помнят копейку люди старшего поколения После 1961 года 1 копейку стоили: кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два простых конверта, два медиатора для гитары, коробок спичек.








За отмену: 1. Государство тратит на изготовление копеек больше чем их реальная стоимость. Против отмены: 1. Копейки уменьшают цену. 2. Пострадают малоимущие люди. Для торговли будет лучше если мелкие монеты исчезнут из оборота. В них сегодня просто нет необходимости, одна путаница. Несомненно, что отмена мелких монет вызовет рост цен и инфляции. Нужно ли отменять копейки Моё мнение, что нужно не отменять копейки, а сделать так, чтобы копейка стала опять важной денежной единицей государства.

Копейка рубль бережет.

Бежал как-то Заяц мимо дома Медведя-инвестора, а Медведь занятия в школе для зверей проводил. И как раз в тот момент, когда Заяц пробегал, Потапыч на доске очень важный закон записывал. Заяц, хоть он и косой, но одним глазом увидел, что на доске медведь пишет: «Копейка рубль бережёт!»
«Глупость это!» - подумал Заяц и помчался дальше.
А навстречу ему Белка. Заяц к ней подбежал и говорит: «Белка, Белка, представляешь, Медведь выдумал, что копейка рубль бережет! Ха-ха-ха!» – и покатился со смеху.
– Умные вещи Медведь говорит, – продумала Белка и дальше поскакала, ничего не ответив Зайцу.
Бежит Заяц по дороге, хохочет, а навстречу ему Мышонок. Интересно Мышонку, что так косого развеселило, спрашивает его. Заяц, давясь от смеха, рассказывает: «Наш Медведь считать разучился, говорит, что копейка рубль бережет!»
Забрался Мышонок Зайцу на голову, постучал своей лапкой между ушами: «Тук-тук-тук».
– Ты чего это, Мышонок! – возмутился Косой.
А Мышонок ему отвечает: «Хоть ты, Заяц, и больше меня, да мозгов-то в голове меньше. Ты сам посуди. Один рубль состоит из ста копеек. Один рубль равен ста монетам по одной копейке или двадцать монет по пять копеек, или десять монет по десять копеек, или две монеты по пятьдесят копеек. Если у тебя маленький кошелек, то все копеечки могут не поместиться. А если в магазине у тебя нужной копеечки не хватает, то тебе ничего не продадут», – продолжал объяснять Зайцу Мышонок.
Но Заяц, в ответ только головой махал: «Пойдем, лучше, Мышонок, с тобой на качелях качаться. Волк для всех желающих парк аттракционов открыл. Но сначала я тебя мороженым угощу». И друзья побежали.
Бежит Заяц, а на боку у него сумочка болтается, в которую он четыре рубля разными монетками положил. Мышонок бежит рядом. Заяц посмотрит на Мышонка, улыбнется и быстрей бежать наперегонки. Устал мышонок за Зайцем гнаться, уцепился зубами за сумочку. А зубки-то у мышонка острые были, вот он и порвал её, дырку сделал. А из той дырки монетка выпала. Никто этого и не заметил, ни Заяц, ни Мышонок. Только Муха-Цокотуха.
Прибежали Мышонок с Зайцем в Волчий парк аттракционов. Лиса тут как тут, мороженое продает. Заяц подошёл к Лисе говорит: «Нам с Мышонком два мороженых на палочке! Да чтобы с шоколадом для меня, а для Мышонка с орехами. Я его сегодня угощаю! Он глупостям Медведя про копейку верит».

Лиса хвостиком повиляла: «С вас два рубля».
Достал Заяц две монеты по пятьдесят копеек и десять монет по десять копеек и подал их Лисе. Лиса выдала два мороженых эскимо. Одно с орехами внутри, другое только шоколадом облитое.
Заходят друзья в парк, а Волк на входе билеты продает. Подает Заяц двадцать монет по пять копеек, чтоб другу купить билет. Мышонок взял билет и побежал на горке кататься, а Заяц высыпал прямо из кошелька все оставшиеся деньги Волку в лапы. Волк пересчитал их и говорит: «Билет стоит один рубль, а здесь девяносто девять копеек. Копейки не хватает, билета нет!»
Заяц начал возмущаться, бунтовать: «Подумаешь, одной копейки не хватает!»
А Волк щелкнул зубами и отвечает: «Нет, не подумаешь! Копейка рубль бережёт! Одного Зайца без билета пропустишь, много других зайцев набежит. Вон вас, сколько в лесу бегает, целая сотня!»
Вот сидит Заяц смотрит, как Мышонок то на горке, то на качелях качается, а сам думает: «Была бы у меня ещё одна копейка! Я бы эту копейку к девяноста девяти, которые у меня в кошельке лежат, добавил, и стало бы сто копеек. А сто копеек – это уже целый рубль. Сейчас же у меня нет рубля. Поэтому на билет в парк денег не хватает. Выходит, прав был Медведь: «Копейка – рубль бережёт».

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка

(МАОУ «СОШ» с.Летка)

Внеклассное мероприятие на тему "Деньги"

Попова Валентина Николаевна , учитель экономики

Цель: Познакомить учащихся с денежными единицами России, предназначением денег, натуральным и товарным хозяйством.

Задачи:

    познавательные: проверить и обобщить полученные знания о деньгах; познакомить с новым терминами, понятиями;

    развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;

    воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Оборудование: Презентация по теме, карточки для работы в парах.

Ход классного часа

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: У нас сегодня в гостях Гномом Экономом и Вас приглашает совершить путешествие вместе с ним. А как Вы думаете куда?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: Гном Эконом хочет задать вам свой вопрос…

ГНОМ: Без чего мы не можем прожить в жизни?

(Ответы детей)

ГНОМ: А для чего нужны деньги?

(Ответы детей)

ГНОМ: А как Вы думаете всегда ли существовали деньги?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: В далёком прошлом все люди жили отдельными группами и племенами, совершенно не общаясь с соседями. Всё необходимое для себя они добывали сами или выращивали в саду, в огородах. Они не производили никакого обмена с другими племенами и не ведя никакого хозяйства.

СПРАВКА, Ещё 200 лет назад в России все крестьянские семьи вели натуральное хозяйство.

ГНОМ: А потом появилось товарное хозяйство.

Товарное хозяйство - хозяйство, при котором люди производят товары и обмениваются на другие товары или услуги.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы облегчить свою жизнь, люди придумали меняться. Швея предлагала гончару одежду, взамен посуды.

Кузнец швее дал подковы, молоток взамен одежды.

Молочница предлагала всем молочные продукты.

Садоводы выращивали для обмена богатый урожай овощей и фруктов.

Каждый житель делал хорошо то, что умел, что у него получалось лучше всего.

Все были довольны: каждый занимался любимым делом.

Обмен позволял экономить силы и время, а также иметь товаров и услуг больше и лучшего качества, чем раньше.

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание.

- Рассмотрите картинки и скажите, люди какой профессии производят эти товары?

Овощи (агроном), лекарства (фармацевт), одежда (портной), хлеб (пекарь), украшения (ювелир), обувь (сапожник), цветы (садовник), дом (строитель).

ИГРА: «Обмен»

- Выбираем 9 человек играющих. Они получают таблички с названиями профессий.

Задача водящего (парикмахера) получить доски для строительства дома.

Парикмахер: Мне нужны доски для строительства дома.

Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.

Гончар: Мне нужны башмаки для моей дочери.

Сапожник: Мне надо новую рубаху.

Швея: Мне нужен новый стул.

Столяр: У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство.

Фармацевт: Мне нужны яблоки.

Садовник: Мне нужна рыба.

Рыбак: Я хочу, чтобы мне сделали стильную стрижку.

Ведущий-парикмахер делает стрижку и идёт обратный обмен.

УЧИТЕЛЬ: Легко ли так обмениваться каждый раз? Почему? (Очень долгий процесс).

ГНОМ: А как называется обмен товара на товар? (БАРТЕР)

УЧИТЕЛЬ: Зачем же нужны деньги? Читаем таблицу.

ДЛЯ обмена товара или услуг на деньги - ПРОДАЖИ.

ДЛЯ обмена денег на товары или услуги - ПОКУПКИ.

Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ товара или услуги.

Чтобы НАКАПЛИВАТЬ средства.

УЧИТЕЛЬ: РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.

- Что можно купить за деньги соедините стрелками.

ПИЩА

ОДЕЖДА

ТОВАРЫ

ЗДОРОВЬЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ДРУЖБА

ДЕНЬГИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЗДУХ

УДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

УСЛУГИ

СЧАСТЬЕ

Проверка: - что же можно, а что нельзя купить за деньги?

ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (для совершения купли - продажи и определения цены товара).

УЧИТЕЛЬ: Гном нам предлагает продолжить путешествие.

ГНОМ: Давайте перенесёмся на машине времени в прошлое и узнаем историю появления денег.

УЧИТЕЛЬ: В старину в качестве денег могли использоваться самые неожиданные предметы, которые вызывали у людей особый интерес. Это могли быть Соль и скот, шкурки различных животных: белок, лисиц, куниц, соболей. А так же это мог быть чай, связка раковин, зубы собак, дельфинов, перья попугаев, ткань, мечи, копья…

Выполните задание:

- Из данных названий выберите те предметы, которые в старину могли служить в качестве денег: (Акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, табак, шкурки животных, живой скот, велосипед, цветы, деревья, горький перец).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

УЧИТЕЛЬ: - Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово СКОТНИК (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).

УЧИТЕЛЬ: - Кто из вас хотел бы работать скотником?

А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, что это были за деньги?

ГНОМ: Да, деньгами на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишится в один миг.

УЧИТЕЛЬ: Почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху).

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ЧТО СЛУЖИЛО ДЕНЬГАМИ В СТАРИНУ?

Меховые деньги

Ракушки каури.

Металлические деньги.

Безмонетное время.

Рубль.

Копейка.

УЧИТЕЛЬ: Как Вы думаете, что изображено на деньгах?

(Ответы детей)

5 рублей — На аверсе монеты изображены:

    в центре — рельефное изображение двуглавого орла, вверху над ним — надпись по окружности: «БАНК РОССИИ»;

    справа внизу, под левой лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в нижней части диска, под орлом — буквенное обозначение номинала в одну строку: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ», подчеркнутое горизонтальной линией, разделенной посередине точкой;

    внизу под линией — год чеканки.

    в центре (ближе к левому краю) — обозначение номинала монеты: цифра 5, под ней — слово «РУБЛЕЙ», расположенное горизонтально;

    внизу вдоль канта и в правой части диска — стилизованный растительный орнамент в виде изогнутой ветви с переплетающимися стеблями.

10 рублей На аверсе монеты изображены:

    в центре — эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ»;

    справа под лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в верхней части по окружности — обозначение номинала: «ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ»;

    в нижней части — две горизонтальные линии, разделенные точкой, под ними — год чеканки.

На реверсе монеты изображены:

    в центре (со смещением к левому краю на фоне поля из вертикальных линий) - обозначение номинала монеты: число «10», под числом — слово «РУБЛЕЙ»;

    вдоль канта — слева, внизу и в правой части диска — растительный орнамент в виде ветви с переплетающимися стеблями;

    внутри цифры «0» имеются «скрытые» изображения, видимые поочередно при изменении угла зрения: число «10» и надпись «руб»

На бумажных 10 рублей На аверсе монеты изображены:

На бумажных 10 рублей — основным изображением на лицевой стороне является мост через реку Енисей и часовня в Красноярске. На обратной стороне изображена плотина Красноярской ГЭС;

50 рублей — основное изображение лицевой стороны — скульптура в основании Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости. Основные изображения оборотной стороны — здание Биржи и Ростральная колонна в С-Петербурге;

100 рублей — основное изображение лицевой стороны — квадрига на портике здания Большого театра. Основное изображение оборотной стороны — здание Большого театра в Москве;

500 рублей — основное изображение лицевой стороны — памятник Петру I на фоне парусника в порту Архангельска. Основное изображение оборотной стороны — Соловецкий монастырь;

1000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Ярославу Мудрому, часовня на фоне кремля г. Ярославля. Основные изображения оборотной стороны — колокольня и церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле;

5000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому, набережная в г. Хабаровске. Основное изображение оборотной стороны — мост через р. Амур в г. Хабаровске.

УЧИТЕЛЬ: А какие Вы знаете пословицы о деньгах?

ГНОМ: задание объясни значение пословиц о деньгах

Гном: Вспомните сказки где говорится о деньгах ( К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»; Золотая Антилопа)

УЧИТЕЛЬ: Игра «Деньги - это хорошо, деньги - это плохо». (Класс делится на 2 команды, одна команда говорит, когда от денег бывает хорошо, а другая, когда от денег бывает плохо)

III. ИТОГ УРОКА:

- Так, что же такое деньги?

(ответы детей)

Рефлексия: Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на слайде:
На уроке я вспомнил… На уроке я узнал… На уроке я научился

Сыровегина Дарья

В своей работе исследованы возможности снижения стоимости коммунальных услуг. Актуальность исследования обусловлена тем, что для многих семей статья расходов по квартплате составляет значительную часть бюджета. Поэтому ко всем способам сократить нешуточные суммы, отдаваемые каждый месяц в виде коммунальных платежей, народ относится очень серьезно. Естественно возникает вопрос: как можно сэкономить на квартплате? Я считаю, что значительно уменьшить квартплату поможет установка общедомовых и индивидуальных приборов учета. Цель работы: выяснить, как изменится квартплата, после установки в квартире счетчиков на холодную и горячую воду, газ, отопление, энергосберегающих лампочек.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работу выполнила

ученица 7а класса МОБУ «Комсомольская СОШ» Сыровегина Дарья

В своей работе я исследовала возможности снижения стоимости коммунальных услуг.

Слайд 1. Творческая тема нашего проекта: «Копейка рубль бережет!»

Актуальность исследования обусловлена тем, что для многих семей статья расходов по квартплате составляет значительную часть бюджета. Поэтому ко всем способам сократить нешуточные суммы, отдаваемые каждый месяц в виде коммунальных платежей, народ относится очень серьезно.

Слайд 2. Естественно возникает вопрос: как можно сэкономить на квартплате?

Слайд 3. Я считаю, что значительно уменьшить квартплату поможет установка общедомовых и индивидуальных приборов учета.

Слайд 4. Работая над темой проекта, я поставила цель: выяснить, как изменится квартплата, после установки в квартире счетчиков на холодную и горячую воду, газ, отопление.

Слайд 5. Для достижения поставленной цели, на мой взгляд, необходимо решить следующие задачи:

  1. выяснить структуру платы за квартиру;
  2. собрать данные о квартплате без приборов учета и с приборами учета;
  3. выполнить необходимые расчеты;
  4. и сделать выводы.

Слайд 6. Изучая квитанции, беседуя с родителями, я выяснила структуру платы за квартиру. Она состоит из двух частей. Это коммунальные услуги: водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация (водоотведение), отопление, электроснабжение, газоснабжение. И жилищные услуги - это содержание и текущий ремонт жилья; сбор и вывоз мусора.

Слайд 7. Информацию о тарифах и нормативах на 2012 год нам любезно предоставили работники ТСЖ «Реальность» Саяпина Наталья Вячеславовна - председатель ТСЖ и Туева Вера Николаевна главный бухгалтер. О показаниях приборов учета коммунальных ресурсов мы узнали так же из квитанций об оплате коммунальных услуг и из бесед с жителями поселка Комсомолец.

Слайд 8. На основании полученных данных составили примерную квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг семьи из 3 человек, проживающей в п. Комсомолец в двухкомнатной квартире площадью 53 м 2 . Из таблицы наглядно видно, что сумма коммунальных услуг по приборам учета на 1552,37 рубля ниже. Что составляет почти 35%.

Слайд 9. Так же я выяснила, что энергосберегающие лампы, в сравнении с наиболее распространёнными в обиходе лампами накаливания, позволяют снизить потребление электроэнергии, на 64 кВт в месяц. Что составляет 33 %. Выгода очевидна.

Слайд 10. В ходе исследования было выяснено, что на снижение размера платы за коммунальные услуги влияют: общедомовые (коллективные) и индивидуальные (поквартирные) приборы учета коммунальных ресурсов, а так же использование энергосберегающего бытового оборудования.

Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла в работе свое подтверждение, а все поставленные цели и задачи достигнуты.

Слайд 11. В заключение хочу дать рекомендации по рациональной эксплуатации имущества дома:

  1. Берегите крышу, не устанавливайте на ней много оборудования!
  2. Обеспечьте вентиляцию чердаков!
  3. Закрывайте окна в подъездах, подвальных помещениях; тамбурные и чердачные двери!
  4. Проводите своевременно текущий ремонт (замена и утепление дверей, разбитых оконных стекол, устранение утечек сантехприборов)!
  5. Применяйте энергосберегающие технологии при освещении мест общего пользования и жилых/ нежилых помещений, рационально используйте электроэнергию!

Слайд 12. Работая над проектом, я использовала следующие источники:

  1. http://www.kansk-adm.ru
  2. http://www.aif.ru
  3. http://images.yandex.ru

Цели : Формировать у учащихся умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Воспитывать культуру ведения дискуссии.

Форма : Ток-шоу.

Участники : ученики класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

В ходе подготовки к классному часу классному руководителю необходимо сформировать инициативную группу из учащихся класса, которая проведет анкетирование одноклассников по вопросам:

— Деньги на личные расходы вы зарабатываете сами или просите у родителей?

— Приходилось ли вам зарабатывать деньги самостоятельно?

— Как ваши родители относятся к возможности юношей и девушек самостоятельно зарабатывать деньги на личные расходы?

— Что является для вас главным в оценке человека — его нравственные качества или материальный достаток?

В подготовленном классе в качестве ведущего может выступать и ученик, но после детальной инструкции со стороны классного руководителя.

Ход ток-шоу.

Ведущий : Многие из вас сталкивались с проблемой карманных денег.

Новый сотовый телефон, музыкальный центр, билеты на концерт любимой группы... Так много всего хочется!

Можно, конечно, попросить у родителей. Если ваши родители достаточно обеспечены, это может быть и не проблема (разве что вы сами в результате станете сильно избалованным человеком). А если родители едва сводят концы с концами? Зарабатывать деньги на личные расходы самому, реально ли это? Надо ли уже сейчас учиться тому, как зарабатывать деньги и как правильно ими распоряжаться?

Выяснить ваше отношение к этим непростым проблемам мы попытаемся в ходе ток-шоу. (Ведущий должен подчеркнуть, что в ходе классного часа обсуждается только проблема законных способов зарабатывания денег, а не получение их незаконным путем.)

После подведения итогов анкетирования ведущий знакомит учащихся с вопросами для обсуждения, которые можно оформить на листе ватмана или распечатать для каждого ученика, и предлагает им высказать свое мнение по выдвигаемым проблемам (ситуации нравственного выбора). Примерные вопросы для ток-шоу:

— Должны ли старшеклассники получать деньги на карманные расходы и в каком количестве?

— Где и как старшекласснику можно заработать деньги?

— Денежное вознаграждение за хорошую учебу, помощь по дому — допустимый заработок?

— Можно ли сочетать работу с успешной учебой в школе?

— Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о трудоустройстве сына или дочери?

— Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

— Совместимы ли понятия «богатство» и «доброта»?

— Согласны ли вы с утверждением одного подростка: «Когда заработаешь деньги сам, начинаешь уважать себя»?

— Считаете ли вы, что деньги всегда портят человека?

— Могут ли быть деньги мерилом ценности человека?

— Никто не доминирует в дискуссии, каждый имеет возможность высказать свою точку зрения.

— Если хотите высказаться, поднимите руку.

— С уважением относимся друг к другу.

— Порядок выступлений определяет ведущий, который придерживается в дискуссии нейтральной позиции.

— Свое мнение или позицию необходимо аргументировать фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т.д.

— Участники слушают и слышат друг друга.

После обсуждения вышеперечисленных вопросов ведущий продолжает:

— Итак, допустим, вы нашли способ, как честно заработать деньги. Следующий вопрос: что с ними делать? Согласитесь, что научиться разумно расходовать заработанные деньги очень важно. Задумайтесь, как вы тратите заработанные деньги. Транжирите их на мелочи или копите на какую-то большую покупку? Вносите ли заработанные деньги в семейный бюджет? Умеете ли планировать свои расходы?

Проще всего потратить деньги без толку. Есть много соблазнов, например сигареты, алкоголь (ведь вы деньги заработали сами, а о последствиях задумываться не всегда хочется). А если вы хотите научиться умному расходованию денег, попробуйте примерно в течение двух недель записывать все свои доходы и расходы, вплоть до последней жвачки и порции мороженого. Теперь сделайте пометки перед каждым предметом расхода — «было действительно необходимо» или «просто захотелось». Так вы узнаете, на что уходят ваши деньги и как остановиться в тратах. Если мы сядем и попробуем составить список вещей, которые нам хотелось бы иметь, он, наверное, окажется очень длинным. Но если бы вдруг у нас оказались все желаемые вещи, вполне вероятно, что вскоре мы бы снова почувствовали неудовлетворенность. Наши желания безграничны, а невыполнимое желание приносит много разочарований. Надо учиться соизмерять свои желания с возможностями.

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Папа—миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, потому что деньги — воспитательное средство.

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно.

В 90-е годы XIX столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трех лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд.

И еще, ребята, хотелось бы остановиться на одном очень важном вопросе.

К сожалению, приметами нашего времени стали богатство и нищета. Сейчас очень распространено мнение, что за деньги можно купить все, а о человеке судят по его материальному положению.

Но стоит ли оценивать человека только по его кошельку или в оценке человека должно быть нечто гораздо более важное? В чем истинная ценность человека? Хотите ли вы, чтобы вас оценивали по марке сотового

телефона или фирменным наклейкам на вашей одежде? Это ли источник вашей истинной ценности и критерий вашей личности? Если друзья общаются с вами только потому, что у вас есть деньги или супермодный мобильный телефон, что это за друзья и что станет с вашей дружбой, если денег не станет? Согласны ли вы с точкой зрения, что истинное достоинство человека измеряется не богатством, а его душевными качествами и характером?

Если деньги — мерило нашей самооценки, может возникнуть зависть к тем, кто имеет больше, а зависть — разрушающее душу человека чувство. Если мы смотрим свысока на тех, кто имеет меньший достаток, тогда прямой путь к злости, жадности, высокомерию, а это не менее опасно для человеческой души.

Важно знать: чем бы вы ни занимались в будущем, — самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится.

Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Знаменитый американский баскетболист Майкл Джордан как-то заметил: «Говорят, за деньги можно купить все. Ложь. Молодость за деньги не купишь». Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы.

Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой положительных отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.

В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблем.

Очень важным этапом классного часа является подведение его итогов.

Предоставьте возможность учащимся высказаться о том, насколько интересен для них был разговор, выслушайте их пожелания. Если у учащихся возникнут сложности, классному руководителю следует им помочь сформулировать основные выводы классного часа.

Примечание для классного руководителя. Дискуссия как форма проведения классного часа не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные нравственные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими. Такая форма обсуждения проблем помогает старшеклассникам преодолевать безразличие и пассивность, формирует их собственный взгляд на сложные жизненные проблемы.

В заключение классного часа можно предложить учащимся следующий тест.

Тест «Ваше отношение к деньгам»

В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1б)

Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

Закончив одно дело, я могу без труда взяться за другое. (1б)

Деньги — самое главное в жизни. (7б)

Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1б)

Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна. (1б)

Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7б)

Любая компания признает меня лидером. (5б)

Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4б)

Я хочу получить в будущем высшее образование. (2б)

Почти всегда бедность — следствие недостатка способностей. (1б)

Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1б)

Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5б)

Я — хороший организатор. (5б)

Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1б)

Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1б)

Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще. (5б)

В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5б)

Я не могу сидеть без дела. (1б)

Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1б)

При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1б)

Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4б)

Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4б)

Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7б)

Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3б)

У меня очень много знакомых. (3б)

Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5б)

Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1б)

Я с интересом изучаю иностранный язык. (1б)

Я почти никогда не опаздываю. (1б)

Интерпретация результатов.

Менее 6 баллов. В бизнесе вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6-18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес как в омут — сначала научитесь лучше плавать.

19-50 баллов. Вы можете добиться успеха, если нападете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51-75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.

Более 75 баллов . Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.