Как расчищают железную дорогу от снега. Уборка снега на железной дороге

Как расчищают железную дорогу от снега. Уборка снега на железной дороге
Как расчищают железную дорогу от снега. Уборка снега на железной дороге

Очистка полотна железной дороги от снега, в том числе трамвайных путей – это обязательное требование безопасности .

Ведь слой снега толщиной 10 см представляет серьезную угрозу пассажирам, стоящим на:

  • перронах;
  • остановках.

Если же толщина снега превысит 20 см, это может привести к полному прекращению движения.

В этой статье мы расскажем о различных средствах, которые применяют для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях.

На железнодорожных и трамвайных путях используют три вида техники :

  • колесную и гусеничную снегоуборочную технику;
  • снегоуборщики на базе локомотивов , вагонов или самоходных платформ ;
  • навесное оборудование для стандартных вагонов или локомотивов.

Колесная и гусеничная техника

Колесная и гусеничная техника мало чем отличается от той, о которой вы можете прочитать в статье о КДМ.

Эту технику изготавливают на шасси :

  • грузовиков;
  • тракторов.

Основное отличие заключается в комплектации.

Ведь для очистки ж/д и трамвайных путей не требуются машины со скоростными отвалами.

Поэтому вместо скоростных отвалов устанавливают оборудование, которое больше подходит к той или иной ситуации .

Также очень востребованы :

Более подробную информацию о них вы найдете в статье (Техника для вывоза снега).

Варианты снегоуборщиков

Снегоуборщики для железнодорожных и трамвайных путей бывают :

  • самоходными;
  • несамоходными.

Их делают на базе :

  • маневровых локомотивов;
  • небольших колесных платформ.

Даже когда снегоочиститель делают на базе вагона или пустой колесной платформы, установка двигателя превращает ее в самоходную снегоуборочную машину, не уступающую по эффективности борьбы со снегом иному тепловозу.

Спектр решаемых такой машиной задач зависит от комплектации навесного оборудования.

Преимущество такого снегоуборщика в том, что он может доставлять к проблемным участкам дорожных рабочих, которые выполняют работы, недоступные технике.

К примеру, могут:

  • очищать путевые стрелки после удаления снега с помощью отвала;
  • прокладывать путь в тоннелях.

Тем не менее железнодорожные снегоуборщики не пользуются большим спросом .

Ведь они могут выполнять лишь небольшое количество задач, связанное с очисткой путей от снега.

Исключением являются машины, которые можно использовать и в другое время года для ремонта или обслуживания путей.

Из-за высокой цены их покупают лишь некоторые предприятия, занимающиеся обслуживанием/содержанием железных дорог и станций.

Гораздо более востребованы навесные устройства, превращающие обычный локомотив или вагон в мощный снегоуборочный поезд.

Навесное оборудование

Навесное снегоуборочное железнодорожное оборудование – это устройства следующих классов :

  • плужные;
  • шнекороторные;
  • щеточные;
  • пневмообдувочные.

Плужные

Плужные устройства – это отвалы различных:

  • форм;
  • размеров.

Они аналогичны тем, которые устанавливают на дорожную технику. Подробней о плужной технике читайте тут (плужное навесное оборудование).

Они предназначены для очистки рельс от снега глубиной до 2 метров .

Прямые и косые отвалы применяют для:

  • патрульной очистки;
  • прокладки колеи

на железных дорогах с двумя и более путями.

Можно использовать эти устройства и на однопутных дорогах. Однако в этом случае более эффективны двухсторонние отвалы.

Прямые и косые отвалы откидывают снег в одну сторону. Поэтому их поворачивают так, чтобы снег отбрасывало вправо. Отброс снега влево возможен лишь на однопутных участках железных дорог, при условии, что снег будет падать в обрыв .

Шнекороторные

Шнекороторные устройства работают по тому же принципу, что и навесное оборудование для дорожной техники, о котором мы рассказывали в этой статье (Шнекороторные устройства и их модификации).

Эти устройства перемалывают снежную массу и отбрасывают ее от путей в наиболее удобную сторону.

Скорость движения при очистке железной дороги с помощью шнекороторного агрегата значительно ниже, чем при работе с плужным устройством.

Однако роторный агрегат способен справиться со снежным покровом глубиной 4 метра , что не под силу никакому отвалу. Поэтому есть смысл применять роторный локомотив снегоочиститель в особо тяжелых ситуациях.

В большинстве случаев шнекороторное снегоуборочное устройство работает от мощного электродвигателя , подключенного к бортовой сети:

  • локомотива;
  • самоходной платформы.

Щеточные

Щеточные устройства, применяемые для очистки железнодорожного полотна, аналогичны тем, о которых мы говорили в этой статье (Щеточное навесное оборудование) по своему:

  • принципу работы;
  • конструкции.

Они не предназначены для:

  • пробивки колеи;
  • борьбы с глубоким снегом.

Их основное назначение:

  • борьба со свежевыпавшим снегом;
  • очистка стрелочных переводов.

Ведь забившийся между стрелок снег ставит под угрозу безопасность движения , потому что энергии сервопривода может не хватить для перевода стрелки в правильное положение.

Очистка перевода от свежего и, что более важно, слежавшегося снега, позволяет сервоприводу:

  • нормально переключать стрелку;
  • направлять поезда по нужным путям.

Пневмообдувочные

Пневмообдувочные устройства применяют для очистки от снега путевых переводов.

В зависимости от конструкции, они создают поток холодного или горячего воздуха.

Горячий воздух более эффективен , ведь он не только сдувает снег, но и обеспечивает таяние льда, благодаря чему очистка перевода более эффективна.

Горячий воздух необходимо использовать, если перед снегопадом был сильный дождь и на переводе образовалось много снега.

В таких условиях пневмообдувочное оборудование по эффективности превосходит даже щеточные устройства, которые не могут справиться с толстой наледью.

Практически любое перечисленное навесное оборудование превращает обычный тепловоз в мощный и эффективный железнодорожный снегоочиститель.

Современное оборудование

Многие предприятия до сих пор используют технику, изготовленную во второй половине ХХ века. Ведь покупка нового снегоочистительного оборудования для железных дорог требует немалых затрат .

Новое оборудование:

  • превосходит старое по надежности;
  • более производительное и универсальное.

Вот таблица, в которой вы найдете различные образцы современной техники , предназначенной для очистки ЖД и трамвайных путей от снега.

Модель Тип Назначение Краткое описание Сайт производителя или дилера
ПОМ-1 Путевая очистительная машина Очищает ж/д пути от снега, грязи и песка ПОМ-1 предназначена для борьбы со снегом глубиной до 30 см. Оснащена дизельным двигателем и электрогенератором. Благодаря поворотной платформе чистит снег с любой стороны. Может двигаться в составе поезда. omega.by
УПМ-1М Универсальная путевая машина Выполняет широкий спектр работ Универсальная машина на базе трактора Т-158 (ХТА 200) предназначена для различных работ, которые зависят от установленного комплекта навесного оборудования. После подключения шнекороторного снегоуборщика может очищать ж/д и трамвайные пути от снега, а также чистить прилегающие территории. www.promglobal.ru
СДП-М2 Снегоочиститель на базе четырехосного вагона Используется в сцепке с локомотивом, очищает ж/д пути от снега глубиной до 1 м СДП-М2 оснащен плугами как спереди, так и сзади. Поэтому его можно ставить спереди или сзади локомотива, обладающего достаточной мощностью. Рабочая скорость до 70 км/ч, транспортная до 90 км/ч. zheldorsnab.ru
СМ-7Н Снегоуборочный поезд Очищает ж/д пути от снега глубиной до 0,8 м При движении вперед, СМ-7Н собирает лежащий перед ним снег и с помощью транспортера передает его в концевой полувагон. Когда полувагон заполнен, снег выбрасывают влево или вправо на 5-10 м. Зимой поезд снегоочиститель применяют для очистки от снега станций, стрелочных переводов и горловин. Летом его используют для очистки путей от грязи. ttzh.kz
УПМ1-8 Навесное оборудование Шнекороторный снегоочиститель для путевой машины УПМ-1М Навесной агрегат для очистки трамвайных и ж/д путей от снега. spezkran.com
СС-1М Струг Предназначен для очистки ж/д путей от снега и проведения земляных работ Зимой струг применяют для очистки ж/д путей и станций от снега глубиной до 2 м. Экипаж струга 2 человека. Для работы необходим локомотив. Летом струг используют для проведения земельных работ. roctok.ru
РВ-3 Навесное снегоуборочное оборудование Многофункциональный отвал Отвал предназначен для установки на любое шасси (вагон, локомотив, локомобиль) подходящее по грузоподъемности. Его применяют для очистки железнодорожных путей от снега глубиной до 1,1 м. Летом отвал можно использовать для расчистки путей от грязи после селевых сходов и наводнений. broddway.ru

Цена такого оборудования зависит от:

  • комплектации;
  • дополнительных пожеланий заказчика.

Поэтому конечную стоимость необходимо узнавать у:

  • производителя;
  • официального дилера .

Особенности применения спецтехники и безопасность выполнения работ

Во время очистки железнодорожных и трамвайных путей необходимо не только убирать снег, мешающий продвижению поездов или трамваев, но и перемещать его так, чтобы он не попал на проходящие рядом пути .

Поэтому процедура использования спецтехники, равно как и последовательность действий при очистке железных дорог, подробно описаны в различных документах .

Вот некоторые из них:

  1. Инструкция по организации снегоборьбы ОАО Российские Железные Дороги (РЖД) от 22 октября 2013 года – tdesant.ru .
  2. ЦП-751 Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации разработанная ВНИИЖТ МПС – snipov.net .
  3. Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации от 25 апреля 2000 года – docs.cntd.ru .
  4. Распоряжение ОАО РЖД от 18 ноября 2014 года об утверждении временной методики оценки трудозатрат по работам на очистке элементов верхнего строения железнодорожного пути от снега – jd-doc.ru .
  5. ПОТ РО-32-ЦП-652-99 – Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999) – sudact.ru .

Очистку трамвайных путей от снега регулируют те же нормативные акты , в которых прописана процедура очистки городских улиц от снега. Ссылки на эти документы вы найдете в этой статье (ГК).

Вывод

Правильное использование специальной техники является залогом того, что железнодорожное и трамвайное сообщение будет функционировать без перерывов.

Внимательно прочитав эту статью, вы узнали :

  • какое оборудование используют для очистки ж/д и трамвайных путей;
  • в каких нормативных документах прописана процедура использования этих устройств;
  • какие правила техники безопасности необходимо соблюдать.

В данном видео вы можете увидеть, как работает железнодорожный снегоочиститель:

Вконтакте

Хоть и принято считать железнодорожный транспорт всепогодным, снег это прямая угроза безопасности для движения подвижного состава по железнодорожным путям. Поэтому при наступлении зимы, каждый собственник железнодорожных путей сталкивается с необходимостью очистки путей, стрелочных переводов и других объектов инфраструктуры от снежных заносов.

По закону, содержание железнодорожных путей необщего пользования, а так же их очистку от снега и других засорителей ложатся на плечи собственника.

Снегоборьба на железнодорожных путях это комплекс мероприятий, которые сводятся к двум основным составляющим. Таких как, предотвращение снежных заносов и их устранение.

К борьбе со снежными заносами нужно подходить комплексно. Поэтому уже на этапе проектирования предусматриваются защитные устройства и приспособления. Одним из самых распространенных и действенных считается долговременные лесонасаждения вдоль железнодорожной линии. Так же применяются, менее популярные, но не менее действенные, специальные сборные решетчатые шиты и заборы.

Для очистки железнодорожных путей от снежных заносов применяют специализированную технику, как на железнодорожном, так и на автомобильном ходу. Собственники малых подъездных путей, как правило, не имеют своей снегоуборочной техники, и чистят свои пути необщего пользования колесными бульдозерами и погрузчиками.

Снегоборьба на железнодорожных путях регламентируется нормативными документами. Такими как, «Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах» утверждённая распоряжением № 2243р и «Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации» № ЦП-751

Требования инструкций по снегоборьбе на ж.д. путях сводится к одному основному правилу. Внутри колеи снежный покров должен убираться на 50 мм ниже уровня головки рельса, а вне колеи – снежный покров должен быть не выше уровня головки рельса.

Очистка стрелочных переводов от снега и наледи, кардинально отличается от очистки путей. Для стрелок, на станциях, обычно используют электрообогрев и пневмообдувку, не менее популярна обработка металлических частей верхнего строения пути специальными противооблединительными химическими составами.

Готовиться к снегоборьбе следует заблаговременно. По осени для улучшения работы стационарных устройств очистки стрелочных переводов от снега следует вырезать балласт из междушпальных ящиков, таким образом, чтобы от верха балласта до подошвы рамного рельса должно быть не менее десяти сантиметров. Очистка стрелочных механизмов от наледи и снега производится стационарными системами электрического обогрева и пневматической очистки, и ручным способом с помощью специальных инструментов.

На небольших путях необщего пользования, стрелочные переводы в большинстве случаев очищают ручным способом, ручным инструментом и приспособлениями.

Из инструкции по очистке стрелочных переводов так же можно выделить одно главное требование, которое сводится к тому, что все зоны работы подвижных частей стрелочного механизма, а именно между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником должны быть очищены от снега и наледи.

Если путь имеет пересечение с автодорогой, особое внимание следует уделить очистке снега и льда из желобов между контрарельсом и головкой рельса на самом переезде, причем эту работу нужно выполнять регулярно, а не только после буранов и снегопадов. Снег в эти желоба запресовывается колесами автотранспорта при пересечении железнодорожного пути.

Таким образом, каждый собственник железнодорожного пути должен понимать, что бесперебойное обеспечение движения подвижного состава в зимний период в большей степени зависит от защиты ж.д. путей от снежных заносов и своевременной очистки железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов и других составляющих инфраструктуры от снега и льда.

Главнейшей мерой предупреждения снежных заносов на станциях наряду с необходимой снегозащитой является своевременная очистка станционных путей от снега и уборка его.

Очистка путей от снега на станциях производится снегоочистителями и путевыми стругами, а уборка - снегоуборочными и снегопогрузочными машинами и в крайнем случае снеговыми поездами. Весьма целесообразно комплексное использование снегоочистителей, путевых стругов и снегоуборочных машин. При этом снегоочистителями или стругами пути очищают с перевалкой снега на определенный путь, затем снег убирают снегоуборочными или снегопогрузочными машинами или переваливают снег на определенное междупутье, с которого снег грузят на снеговые поезда. Создаваемому для погрузки машинами снеговому валу придается обычно ширина 2,7 - 3 м и высота 0,4 - 0,6 м .

Основными технологическими процессами комплексного использования снегоуборочной техники на станциях являются:

а) при толщине слоя снега менее 10 см над головкой рельса - перевалка снега снегоочистителем или стругом-снегоочистителем (рис. 141) и уборка снегоуборочной или снегопогрузочной машиной;

б) при толщине слоя снега более 10 см - уборка его снегоуборочной или снегопогрузочной машиной без предварительной перевалки снега;

в) уборка снега машиной системы ЦУМЗ с поперечной погрузкой снега на обычный или саморазгружающийся подвижной состав с предварительной перевалкой снега снегоочистителем, стругом или самой машиной;

г) перевалка снега снегоочистителем или стругом в сторону крайнего пути и затем под откос; в ряде случаев, в частности, при расположении станции в выемке для удаления снега с крайних путей могут применяться роторные снегоочистители.

При недостатке машин производится ручная погрузка снега на обычной или, саморазгружающийся подвижной состав с предварительной перевалкой снега стругом на определенное междупутье.

Струги и снегоочистители применяются также для сколки наледей и уплотненного снега с путей. Для этого вместо ножей на носовую часть прикрепляют специальные гребенки со стальными зубьями. Сколотые наледи и снег сбрасываются за пределы путей.

С большой эффективностью снегоочистители, особенно струги, применяются для планировки и отвалки выгруженного снега дальше от пути, чтобы в местах выгрузки и у крайних путей не образовалась заносимая снежная выемка.

На дорогах работают снегоуборочные машины Гавриченко и более совершенные снегоуборочные машины ЦУМЗ с полувагонами улучшенной конструкции. Допускаемая высота загрузки снега на транспортере машины составляет 1,8 м , что дает объем уплотненного снега в одном полувагоне около 60 м 3 , а всего в составе снегоуборщика около 350 - 400 м 3 . При толщине слоя рыхлого снега на пути до 30 см редуктор машины переключают на малую скорость, и снегоуборщик со скоростью 15 км/ч проходит 800 м пути до полной загрузки. При толщине слоя снега до 90 см редуктор переключают на большую скорость, и снегоуборщик со скоростью 8 км/ч проходит до полной загрузки 300 м .

Для одновременной очистки путей и стрелочных переводов (стрелочных горловин) применяются щеточные снегоуборочные машины СМ-2 конструкции ПКБ ЦП и конструкции ЦНИИ МПС. Машина СМ-2 находится в голове снегоуборочного поезда, затем ставятся один-два промежуточных полувагона емкостью по 140 м 3 и концевой полувагон с выбросным устройством емкостью 95 м 3 . Машина обеспечивает полную очистку путей и стрелочных переводов до уровня верхней постели шпал, позволяет использовать полезный объем полувагонов при уборке снега различной толщины и выгружать его на небольшом фронте на стоянке или при передвижении поезда.

Максимальная производительность машины СМ-2 при плотности снега 0,4 т/м 3 равна 1 200 м 3 ; максимальная высота очищаемого слоя снега 0,8 м ; ширина захвата крыльями 5,1 м .

При разработке оперативного плана количество рейсов снегоуборочного поезда за смену может быть определено по формуле


где Т - продолжительность смены в мин ;

Σt - продолжительность одного оборота снегоуборщика в мин ;

t 1 - время, потребное на загрузку состава, в мин ;

t 2 - время на пробег к месту выгрузки и обратно в мин ;

t 3 - время разгрузки состава в мин;

t 4 - простои в ожидании готовности маршрута следования и освобождения пути для работы в мин.

Время для загрузки и разгрузки зависит от производительности машины и емкости промежуточных вагонов; время на ожидание освобождения пути от составов, на ожидание маршрута для следования зависит в основном от степени слаженности работы путейцев и работников станции.

Для сокращения затрат времени на пробег к месту выгрузки и обратно на крупных станциях устраивают специальные тупики или эстакады, располагаемые так, чтобы снегоуборщику не приходилось пересекать главные пути и горловины при следовании под выгрузку и обратно.

При налаженной работе машина может делать до 26 и больше рейсов в сутки, как это обеспечивают передовые механикигряда станций.

Время, которое требуется для очистки от снега той части путей станции, на которых по плану должны работать снегоуборщики, определяется по формуле


где Т 0 - время очистки станции в сутках;

ω - подлежащая очистке площадь станции в м 2 ;

h - толщина слоя снега в м ;

n - число рейсов в смену;

V - объем снега, погружаемого в снегоуборочный поезд, в м 3 \

α - коэффициент уплотнения снега;

m - число смен в сутки.

Одним из способов уборки снега со станционных путей, особенно в таких местах, где механическая очистка и вывозка его затруднительны, является таяние снеготаялками. Имеются снеготаялки стационарного типа, работающие на отходах тепла от депо и других источников, а также передвижные.

Передвижная снеготаялка Арутюнова крыльями собирает снег с пути в вал и скребковым транспортером производительностью 540 м 3 /ч подает его в бассейн с горячей водой емкостью 6,5 м 3 . Центробежный насос производительностью 144 м 3 /ч перекачивает воду в цистерны, в которых воду отвозят к месту слива. Скорость движения машины 0,5 - 8 км/ч . Производительность снеготаялки при наибольшем отборе пара 60 м 3 /ч плотного снега. Применение снеготаялок особенно выгодно в местах, где нет близко мест для свалки снега, как, например, на крупных пассажирских станциях.

Для своевременной и быстрой очистки стрелочных переводов от снега применяются различные стационарные пневматические, электрические и газообогревательные устройства. Наибольшее распространение получили пневмообдувочные устройства с дистанционным управлением, разработанные институтом Гипротранссигналсвязь. Эти устройства (рис. 142) предназначены для очистки пространства между рамным рельсом и отжатым остряком, включая подушки скольжения и упорные болты. Воздух для очистки подается от ближайшей компрессорной установки.

Электрический обогрев стрелок осуществляется с помощью обогревательных элементов, представляющих собой стальные цельнотянутые трубки, внутри которых помещается спираль накала и масса электрического изолятора (окиси магния).

Проектно-конструкторским бюро Главного управления пути разработано два варианта обогревательных элементов: с криволинейными трубками, обогревающими одновременно стрелочные подушки, остряки и частично рамные рельсы, и с прямолинейными обогревательными трубками, устанавливаемыми в пазухе между остряками и рамными рельсами.

Электрообогревательная установка (рис. 143) рассчитана на переменный трехфазный ток 220 в , температура нагрева поверхности трубки достигает 350°С.

Электрический обогрев стрелок экономически целесообразен в районах, где имеется достаточно электроэнергии.

В районах, располагающих достаточным количеством природного газа, оказывается экономически целесообразным мероприятием газовый обогрев стрелок.

Установка газового обогрева стрелок состоит в основном из двух частей: газообогревательного аппарата и подводящей газовой сети.

В качестве газообогревательного аппарата служит излучающая газовая горелка, состоящая из всасывающей и смесительной камер, излучающей головки с керамическими плитками, на поверхности которых происходит сгорание газа, ветрозащитной камеры и переходной трубки, соединяющей горелку с газоразводящей сетью.

Обогреватели излучающего типа передают тепло металлическим элементам стрелочного перевода и окружающему воздуху, обеспечивая таяние и испарение снега в пределах рабочей зоны перевода. Количество таких обогревателей определяется расчетом и зависит от типа стрелочного перевода, марки крестовины, мощности обогревательных элементов и климатических условий. В среднем на стрелочном переводе устанавливается 10 - 12 обогревателей.

Вопросы для самопроверки

1. При каких условиях образуются снежные отложения и как подразделяются заносимые места на пути по категориям заносимости?

2. Какие организации осуществляют гидрометеорологическое обслуживание железнодорожного транспорта?

3. Расскажите основное содержание оперативного плана снегоборьбы на дистанции?

4. Какие виды защит от снега применяются на железных дорогах и какова технико-экономическая характеристика основных видов защит?

5. Как организована механизированная очистка пути от снега на перегонах и станциях?

Очистка пути от снега на перегонах должна производиться, как правило, снегоочистителями, а также снегоуборочными поездами в местах расположения пассажирских платформ.

Ручная очистка производится в тех местах, где нельзя пропустить снегоочиститель или снегоуборочный поезд в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у других препятствий), а также во всех случаях, когда пропуск снегоочистительных и снегоуборочных машин задерживается.

Сбор рабочих, привлекаемых на снегоборьбу, проход их к месту очистки путей от снега и обратно следует производить в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 2.8.8 и 2.8.9 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений .

В условиях сильных заносов, когда проход в стороне от пути и по обочине невозможен, допускается проход по пути с соблюдением требований, приведенных в пункте 2.1.3 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений .

Перевозка рабочих к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 2.1.5 - 2.1.13 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений .

На участках, где рабочих к месту снегоуборочных работ и обратно перевозят по автомобильным дорогам, должны выполняться требования, приведенные в пунктах 1.11-1.17 Правил охраны труда при перевозке рабочих, размещение жилых, бытовых и служебных вагонов на путях в подвижных формированиях железнодорожного транспорта .

Снегоочистители и снегоуборочные машины направляются к месту проведения работ начальником дистанции пути или его заместителем.

Дежурный по направлению диспетчерского центра управления перевозками (при отсутствии в штате диспетчерского центра управления перевозками дежурного по направлению – диспетчер по управлению перевозками (района управления), получив заявку начальника дистанции пути, принимает меры к незамедлительному отправлению снегоочистителя или снегоуборочного поезда на участок.

Организация и технология работы плужных снегоочистителей

Работой по очистке пути на перегоне плужным снегоочистителем или снегоуборочным поездом руководит представитель дистанции пути по должности не ниже мастера дорожного, прошедший обучение и аттестованный для работы со снегоуборочной техникой.

Плужные цельнометаллические снегоочистители типов СДП и СДП-М, могут работать по схеме снегоочиститель - электровоз или снегоочиститель - тепловоз без прикрытия.

Очистка путей от снега на промежуточных станциях также производится снегоочистителями и стругами.

Рабочая скорость снегоочистителя при работе на станции должна быть до 40 км/ч, струга - от 10 до 15 км/ч, снегоуборочного поезда - в зависимости от количества снега - от 5 до 10 км/ч (изложено в Техническом описании и инструкции по эксплуатации снегоочистителя двухпутного плужного СДП, СДП-М ).

Допускается способ очистки пути на однопутном участке от снега двумя снегоочистителями с локомотивом между ними (челноком). При таком способе работы исключается потеря времени на перестановку локомотива на промежуточных станциях и разъездах.

Очистку путей на трехпутных участках с нормальными междупутьями (первым 4,1 м и последующим 5,0 м) целесообразно производить двумя двухпутными снегоочистителями. При проходе в одну сторону оба снегоочистителя должны идти в рабочем состоянии: один впереди по среднему пути, сбрасывая снег в сторону крайнего пути, а другой за ним вслед на расстоянии не менее 1,0 км по крайнему пути, сбрасывая снег под откос. В обратную сторону снегоочистители возвращаются так же: один по среднему, другой по крайнему пути, очищая полностью все пути от снега.

Очистку путей от снега на четырехпутных участках с нормальными междупутьями целесообразно выполнять двумя двухпутными снегоочистителями. При первом проходе снегоочистители идут в рабочем состоянии вслед один за другим и очищают путь способом перевалки снега с одного пути на другой. При возвращении снегоочистители очищают два пути с другой стороны (изложено в Техническом описании и инструкции по эксплуатации снегоочистителя двухпутного плужного СДП, СДП-М ).

При образовании снежных заносов на перегоне в полувыемке, расположенной на косогоре, в прямом или кривом участке пути, их расчистку необходимо вести в следующем порядке:

на однопутном участке - двухпутным снегоочистителем, направляя его с той стороны перегона, с которой снег может быть выброшен под откос косогора (по направлению от выемки к откосу насыпи);

на двухпутном участке - двумя двухпутными снегоочистителями, движущимися по обоим путям последовательно один за другим, расстояние между ними должно быть не менее 1,0 км.

Снегоочистители направляются с той стороны перегона, с которой снег может быть переброшен за один заезд с одного на другой путь, а затем под откос косогора.

При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается.

Участки пути, где имеются негабаритные опоры контактной сети, светофоры, напольные устройства аппаратуры ДИСК, КТСМ, УКСПС и диагностических комплексов и другие препятствия (пешеходные и переездные настилы, контррельсы или охранные приспособления мостов и тоннелей) должны быть указаны в перечне опасных мест участка, закрепленного за снегоочистителем, и ограждены. При отсутствии у руководителя работ достоверных сведений о наличии на перегоне негабаритных устройств сигнализации, централизации и блокировки и опор контактной сети и не огражденных установленным порядком, очистку пути от снега осуществлять только с участием ответственных работников дистанций сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения.

Если расстояние от оси пути до внутреннего края опор контактной сети менее 3,1 м, то необходимо соблюдать особую осторожность. При наличии таких опор работать с открытыми крыльями запрещается , так как в момент открытия или закрытия крыльев они могут задеть за опоры. В этих случаях крылья должны быть закрыты и зафиксированы транспортными запорами.

Кроме этого, работать с раскрытым угловым крылом разрешается только на тех участках, где расстояние от внутреннего края опор до оси пути со стороны углового крыла не менее 3,3м.

Если на участках пути, обслуживаемых снегоочистителем, имеются опоры, расположенные на расстоянии менее 3,3 м от оси пути, то для возможности работы угловым крылом снегоочистителей СДП и СДП-М необходимо на этих снегоочистителях произвести обрезку подъемных подкрылков и козырьков по чертежам, приложенным к Техническому описанию и инструкции по эксплуатации снегоочистителя двухпутного плужного СДП и СДП-М .

При работе плужного снегоочистителя вагонного типа или струга на двух- или многопутном участке с закрытыми крыльями со стороны междупутья, необходимо обеспечить выдачу предупреждения следующего содержания «На перегоне..... по...... пути работает путевой струг (снегоочиститель). При следовании по перегону соблюдать особую бдительность; перед местами с плохой видимостью подавать оповестительные сигналы». Эти предупреждения выдаются дежурным по станциям по заявке руководителя работ от дистанции пути. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается.

При установке печей на снегоочистителях и снегоуборочных поездах должны выполняться требования, приведенные в пункте 3.5 Правил охраны труда при перевозке рабочих, размещении жилых, бытовых и служебных вагонов на путях и в подвижных формированиях железнодорожного транспорта .

Дверки печи должны плотно закрываться и иметь устройство, исключающее попадание топлива из топки печи на пол, а печь должна быть укомплектована кочергой и совком и должна иметь дополнительное, не контактирующее с печью, металлическое ограждение с трех сторон. Перед топкой на пол должен быть уложен металлический лист с асбестовой прокладкой, на дымоотводной трубе должен быть установлен искрогаситель.

При эксплуатации отопительных печей дрова должны находиться в специально отведенном месте, а уголь находиться в специальном ящике, при этом запрещается :

применять дрова, длина которых превышает размер топки;

топить печь с открытой дверцей;

перевозить в кабине бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости, а также растапливать печь этими жидкостями;

оставлять печь с горящим топливом без присмотра;

выбрасывать на ходу машины золу и шлак;

производить сушку одежды, обуви на ограждениях;

оставлять огонь в печи при уходе членов бригады с машины.

Помещение, где располагается печь, должно быть оборудовано огнетушителями, ящиком с песком и другим противопожарным инвентарем.

При пожаре горящие провода, электроаппаратуру, топливо и смазочные материалы необходимо тушить только углекислотными и порошковыми огнетушителями. Применять для этих целей пенные огнетушители и воду запрещается .

ООО "СТРОЙПУТЬСЕРВИС"
Мы предлагаем полный комплекс услуг в сфере строительства, ремонта и содержания путей общего и не общего пользования, начиная от разработки технико-экономической обоснованности строительства объекта и до сдачи железнодорожного пути в эксплуатацию и дальнейшего его содержания(под ключ). Большой опыт работы в структурных подразделениях МПС и ОАО"РЖД", профессионалы руководители и высокой квалификации производственный персонал, наличие техники, инструментов и материалов для верхнего строения пути, соблюдение гарантийных обязательств перед заказчиком - вот преимущества, позволяющие выполнять работы в срок и в полном соответствии с договорами, нормативами и технической документацией, учитывая все пожелания заказчика. Мы предлагаем услуги в Северо-Западном Федеральном Округе (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Архангельск и Архангельская область, Великий Новгород и Новгородская область, Петрозаводск и республика Карелия, Сыктывкар и республика Коми, Псков и Псковская область, Вологда и Вологодская область).

Очистка пути от снега

Организация и технология работы по очистке пути вручную

Очистку пути от снега , на котором находится состав, при образовании глубоких заносов следует производить по частям. По мере очистки ж.д пути от снега вагоны следует поочередно выводить на очищенное от снега место. Освобожденный от заноса состав по частям или полностью выводится на раздельный пункт для формирования и дальнейшего следования по назначению.

После уборки состава с занесенного участка ж.д пути необходимо немедленно закончить разделку стенок снежной траншеи с таким расчетом, чтобы обеспечивался габарит пути для беспрепятственного следования поездов и работы снегоочистителя.

При ручной очистке ж.д пути снег внутри колеи должен очищаться не менее чем на 50 мм ниже уровня верха головки рельса, а снаружи колеи – в уровень с верхом головки рельса.

На подгорочных путях в районах торможения вагонов башмаками производится с обеих сторон рельса ниже уровня верха головки рельса на 50 мм.

Очистка от снега и льда стрелочных переводов

Наиболее уязвимыми элементами пути при снегопадах и метелях являются стрелочные переводы и, в первую очередь, стрелки в зоне примыкания остряков и рамных рельсов, а также шпальные ящики с переводными тягами.

При очистке стрелочных переводов от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба, т. е. непосредственно саму стрелку, если смерзшийся снег или лед не выдувается струей воздуха (при пневмообдувке), следует выполнить очистку скребком.

В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см. Очистка стрелочных переводов от снега и льда в период снегопадов и метелей должна производиться стационарными устройствами шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов. На стрелочных переводах для сколки льда может применяться ударный пневматический или электрический инструмент.

Для предприятий, оборудованных стрелочными переводами , должны быть в установленном порядке утверждены местные инструкции по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов от снега и льда.

Очищенные стрелочные переводы и железнодорожные пути это залог безопасного и бесперебойного движения локомотива а значит и стабильная работа предприятия.