Франциско суарес. Суарес франсиско

Франциско суарес. Суарес франсиско

Изучал юридические науки, затем вступил в орден иезуитов и был профессором богословия в Сеговии, Алкале, Саламанке и Риме. Его учёность была необъятна; его память поражала всех; его диалектика, казалось, воскрешала цветущую эпоху схоластической философии. Все эти качества создали ему славу первого философа эпохи, и эта слава держалась, судя по автобиографии Вико , вплоть до начала XVIII века . По предложению папы Павла V он издал в г. политический памфлет «Defensio fidei catholicae contra anglicanae sectae errores», направленный против политики Иакова I и сожженный рукой палача не только в Лондоне, но и в Париже. Его сочинения, издание которых было закончено в 1630 г., обнимают 23 тома in folio (Майнц и Лион). Извлечение из них сделано П. Ноэлем в 1732 г. (Женева).

Учение

Суареса не без основания называют последним из схоластиков. Он не был расположен к тем новым приёмам мышления, которые создавались в его эпоху. Силлогизм и ссылка на авторитеты - вот его аргументы; единственное, что у него более или менее оригинально, - это то, что авторитет Аристотеля отступает на задний план перед авторитетом классиков схоластики. Главное произведение Суареса - трактат «De legibus», в котором он близко следует Фоме Аквинату . Это - целая энциклопедия схоластической философии, дающая всестороннее знакомство со всем строем средневековой католической мысли с её воззрениями на все области человеческого знания. По мнению Суареса, есть два рода законов - закон естественный и закон положительный; вопрос об основах первого составляет главную проблему морали, вопрос об основах последнего - главную проблему политики. Схоластики различали два рода естественных законов: закон указующий (lex indicativa) и закон предписывающий (praeceptiva); первый ограничивается разъяснением того, что хорошо и что дурно, второй повелевает делать или не делать то или иное. Схоластические авторитеты делятся в этом отношении на два лагеря: одни признают естественный закон исключительно индикативным, другие - исключительно прецептивным. Суарес пытается примирить оба крайних решения. По его мнению, в естественном законе находятся налицо оба свойства: он и разъясняет, и повелевает в одно и то же время. Такой ответ на основную проблему заставляет Суареса искать выхода из другой схоластической антиномии, тесно связанной с предыдущей. На чём покоится естественный закон: на природе вещей или на божественном велении? Суарес одинаково чужд как рационализма, так и провиденциализма в их чистом виде и принимает в качестве генетических моментов естественного закона как человеческий разум, так и божественную волю.

Учение о власти

На этих основах покоится и политика Суареса. Так как общество - естественное состояние человека, вне которого он не может жить, то тем самым оно является учреждением божественным; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, их издающей, то есть без правительства, то и правительство - институт божественный. Божественность верховной власти - исключительно результат её естественного происхождения; слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в возникновении верховной власти кроется непостижимая человеческому разуму делегация, непосредственное происхождение от Бога. Так как власть порождена естественным законом, то она и подчиняется ему; возникшая для нужд общества, она покоится на акте делегации от общества - реального, исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им делегируется правительству; но такая делегация не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда. Не отрицая принципиально ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх - не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; согласие монарха и народа - единственный источник власти первого; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен - народ - вступает в свои права; а права у него, по Суаресу, в данном случае очень широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства. Убийство не возбраняется даже тогда, когда виновным в нарушении законов оказывается законный монарх, но Суарес советует избегать этого, если нарушены интересы не всего общества, а лишь частного лица. Тирана же может убить последний гражданин за всякое нарушение закона.

Памятный знак в честь Суареса в городе Гранаде

Политическая доктрина Суареса в её целом не стоит одиноко. Начало XVII в. было эпохой острого политико-религиозного кризиса, когда приходили в столкновение самые разнородные интересы, когда оппозиция против абсолютизма, более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Зап. Европе. Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы, - мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов , одним из видных представителей которого был Суарес, вербовало своих сторонников как в среде католических, так и в среде протестантских публицистов. В частности, доктрина тираноубийства, первое выражение которой мы встречаем ещё в средние века, была чисто католической и в эпоху религиозных войн имела многих представителей, кроме Суареса. Она не оставалась только книжной, а проводилась в жизнь, деятельно пропагандируемая иезуитами. Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610) стояло в связи с этой пропагандой.

Франсиско Суарес, знаменитый испанский философ и богослов, родился в Гранаде в 1548 году. В юности вступил в орден иезуитов, известный своими достижениями в области гуманитарных наук, математики и естествознания. Став доктором богословия и священником, Суарес преподавал в университетах Коимбры и Саламанки. Лекции Суареса пользовались огромной популярностью, благодаря его эрудиции и личной святости. Одно время, по причине поддержки им тезисов испанского богослова Луиса Молины (1535-1600), Суарес подозревался в ереси, однако был, как и прочие т. н. «молинисты», оправдан Святейшим Престолом. Умер Суарес в 1617 году.

Литература

  • К. Werner, «Suarez und die Scholastik der letzten Jahrhunderte»;
  • A. Frank, «Réformateurs et publicistes de l’Europe. XVII siècle».
  • Иван Лупандин. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса и зарождение новоевропейской философии.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Введение и 1 раздел I рассуждения / Пер. М. Р. Бургете // Историко-философский ежегодник. 1987.М., 1987. С. 218-242.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение V. Об индивидуальном единстве и его принципе (фрагмент) / Пер. Т.Антонова, комментарии Т.Антонова, Д. Шмонина // Verbum. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура XVI-XVII веков. СПб., 1999. С. 180-183.
  • Суарес Ф. Комментарии на «Книги Аристотеля „О душе“». Введение (фрагмент) / Пер. Д. В. Шмонина // Verbum. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления: иберийский опыт. СПб, 2001. С. 174-183.
  • Суарес Ф.Метафизические рассуждения. Рассуждение II (фрагменты разделов 1, 2, 4) / Пер. Г. В. Вдовиной // Вопросы философии. 2003. № 10.С. 140-156.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение I, раздел 3 /Пер. Г. В. Вдовиной // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005.С. 99-106.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение XXXI. О сущности конечного сущего как такового, о его бытии, а также об их различении (фрагмент) / Предисловие, перевод и комментарии К. В. Суториуса // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005. С. 124-179.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждения I-V. Вступительные статьи Г. В. Вдовиной и Д. В. Шмонина. Перевод Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии, и истории св. Фомы, 2007. 776 с.
  • Черняков А. Г. Учение Суареса о сущности и существовании в интерпретации Мартина Хайдеггера // Verbum. Альманах центра изучения средневековой культуры. Вып. I. Франсиско Суарес и европейская культура XVI-XVII веков СПб.,1999. С.25-43.
  • Шмонин Д. В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб., 2002. 201 с. ISBN 5-94211-093-X
  • Вдовина Г. В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М., ИФТИ, 648 с.http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/semiot.pdf

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 5 января
  • Родившиеся в 1548 году
  • Родившиеся в Гранаде
  • Умершие 25 сентября
  • Умершие в 1617 году
  • Умершие в Лиссабоне
  • Философы Испании
  • Философы XVI века
  • Философы XVII века
  • Иезуиты
  • Латинские философы

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Свадебный пир
  • Мерсенн, Марен

Смотреть что такое "Суарес, Франсиско" в других словарях:

    СУАРЕС ФРАНСИСКО - (Suarez, Francis) (1548–1617) Теолог и философ, иезуит. Иногда его называют последним из великих схоластов. Для политической теории интерес представляет вклад Суареса в философию права, и особенно международного. Понятие ius gentium (право… … Политология. Словарь.

    Суарес Франсиско - (Suárez) (1548 1617), испанский католический богослов и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики, иезуит. Родоначальник суаресизма, противостоящего томизму в истолковании соотношения свободы воли и божественного… … Энциклопедический словарь

    Суарес, Франсиско - СУАРЕС (Suarez) Франсиско (1548 1617), испанский теолог, философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики, иезуит. Родоначальник получившего распространение течения суаресизма, противостоявшего томизму. Суарес во многом… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Суарес Франсиско - Суарес (Suarez) Франсиско (5.1.1548, Гранада, 25.9.1617, Лисабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики; иезуит. Окончил университет г. Саламанка (1570). Преподавал в 1570 80 в Саламанке, Сеговии,… … Большая советская энциклопедия

    Суарес, Франсиско - Франсиско Суарес (исп. Francisco Suárez, старая, неправльная передача имени Франциск Суарез, 1548 1617) испанский философ и политический мыслитель. Биография Принадлежал к знатной семье; в Саламанкском университете изучал юридические науки, затем … Католическая энциклопедия

    СУАРЕС Франсиско - (Suarez, Francisco) (ок. 1548 1617), один из величайших католических теологов и философов, представитель т.н. барочной схоластики. Родился, по видимому, 5 января 1548 в Гранаде. В 1561 поступил в Саламанкский университет, где изучал каноническое… … Энциклопедия Кольера

    Суарес Франсиско - … Википедия

    СУАРЕС Франсиско (1548-1617) - испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже богословские дисциплины в… … История Философии: Энциклопедия

    Суарес - (исп. Suárez, Suarez) распространённая испанская фамилия. Известные носители Суарес, Адольфо председатель испанского правительства в 1976 1981 годах. Суарес, Бланка испанская актриса. Суарес, Гонсало испанский писатель,… … Википедия

Франсиско Суарес

Метафизические рассуждения

© Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007

© Д.В. Шмонин, статья, 2007

© Г.В. Вдовина, статьи, 2007

© Г.В. Вдовина, перевод, 2007

© В.Л. Иванов, перевод в Приложении, 2007

* * *

проф. Джону П. Дойлу с благодарностью


Предисловие к изданию

Испанский иезуит Франсиско Суарес (1548–1617), «Превосходный Доктор» (Doctor Eximius) второй схоластики, занимает ключевое положение в истории западноевропейской философии. Ученик великих богословов и философов Средневековья, систематизатор и преобразователь мощной и бесконечно богатой схоластической традиции, он сам стал учителем для философов Нового времени, в том числе для Декарта, Лейбница, Вольфа. «Метафизические рассуждения» Суареса, впервые опубликованные в Саламанке в 1597 г., в течение полутора столетий служили базовым учебником метафизики в большинстве европейских университетов – не только католических, но и протестантских. Трактат Суареса стал связующим звеном между двумя эпохами; следы его влияния – в терминологии, определении понятий, формулировке проблем – прослеживаются вплоть до XIX–XX вв.: у Брентано, Мейнонга, Твардовского. В последние десятилетия метафизика Суареса интенсивно исследуется историками философии в Европе и Америке.

И все же до сих пор фигура Суареса остается во многом загадочной, а ее конкретное историческое влияние – вероятно, именно в силу «межэпохального» характера мышления испанского философа – пока не удается представить с полной отчетливостью и определенностью. Особенно плачевно состояние суаресианских исследований в России: до самого последнего времени метафизика Суареса оставалась неизвестной величиной даже для многих профессиональных философов. Отсутствие соответствующих разделов в университетских лекционных курсах означало воспроизведение этого неведения, а вместе с ним и искаженного взгляда на период становления новоевропейской философии в целом. Чтобы исправить положение, необходимо прежде всего сделать доступным для историков философии, преподавателей и студентов сам текст трактата «Метафизические рассуждения». Этой цели и служит настоящее издание.

Благодаря усилиям нескольких энтузиастов из разных стран полный латинский текст сочинения Суареса теперь доступен в Интернете и может свободно использоваться специалистами, владеющими языком оригинала. Это соображение, а также громадный объем труда Суареса (более двух тысяч страниц большого формата) удержали нас от заманчивого, но практически трудноосуществимого замысла – перевести трактат целиком. Было решено выполнить перевод наиболее важных разделов «Метафизических рассуждений»: важных как с точки зрения внутренней структуры самого сочинения, так и с точки зрения их исторической значимости. Ожидается, что законченное издание будет состоять из четырех томов; в него войдут те главы трактата Суареса, в которых представлено его учение о сущем как таковом и его основных модусах, естественная теология, учение о субстанции и о ментальных сущих.

Читать сегодня тексты схоластической философии – нелегкое дело. Но, в конце концов, это не труднее, чем читать современных – в широком смысле – авторов, от Гуссерля или Гартмана до множества ныне здравствующих философов, работающих в области формальной онтологии. Зато у Суареса, как и у других схоластов, есть то, что, может быть, не вовсе отсутствует, но изрядно затемнено и замутнено в современных онтологических исследованиях: живое сознание нравственного и духовного смысла метафизики, ее значения как одной из составляющих духовного роста человека. Метафизика входит здесь в то поле непрестанного усилия, в котором каждое умственное достижение, каждый шаг к постижению первоначал и основных структур бытия оборачивается неким приращением духовного качества в самом постигающем и приносит ему не только интеллектуальную радость, но и душевную крепость, и мудрость, и силу двигаться дальше – вперед и ввысь. Чистое умозрение способно напитать не один только разум. То, что может сделать для нас метафизику Суареса не просто практически и теоретически полезной (utile), но и «душеполезной» (fruibile), то есть нужной в самом прямом и жизненном смысле, – это не только ее понятийная отточенность и философская глубина, но и то «magis», «большее», которое непременно присутствует здесь в любых, самых частных и технических вопросах, высвечивая изнутри их последний смысл.

* * *

Перевод на русский язык выполнен по следующим изданиям:

«Рассуждения» I–III: Suárez, F., Disputazioni Metafisiche I–III, testo latino a fronte, Rusconi, Milano 1996.

«Рассуждения» IV–V: Suárez F. Disputaciones metafisicas . Edicion y traduccion de Segio Rabade Romeo, Salvador Caballero Sanchez y Antonio Puigcerver Zanon. V. 1–7. Madrid, Editorial Gredos, 1960–1966.

При составлении примечаний использовались комментарии К. Эспозито к указанному итальянскому изданию первых трех Рассуждений Суареса.

Д. В. Шмонин

«Украшение Испании»

Франсиско Суарес родился 5 января 1548 г. в Гранаде, в Андалусии – южной провинции Испанского королевства. В то время Испания была одной из сильнейших держав Западной Европы. Биограф Суареса, Бернардо Сартоло, весьма торжественно описывает в 1693 г. историческую обстановку, в которой будущему философу было суждено появиться на свет:

«Год 1548-й начал отсчет. Церковь находилась под властью папы Юлия III, Общество Иисуса – под управлением его основателя, святого Игнатия, испанская монархия – под скипетром Карла V, объединившего в одной упряжке львов и орлов. Именно в тот момент Господу было угодно даровать новое солнце этому миру, прославив его рождением Франсиско».

Благодаря сложным генеалогическим переплетениям, активной внешней, в т. ч. династической, политике католических государей под скипетром внука Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, Карла V (Пятым он стал, приняв в 1519 г. титул императора Священной Римской империи, но на испанский престол тремя годами ранее взошел под именем Карлоса I), оказались объединенными огромные территории. Среди них были Арагон и Кастилия с их заморскими владениями (арагонской короне принадлежали: Неаполь, Сицилия, Сардиния, Руссильон), Фландрия, Артуа, Люксембург, Франш-Конте и другие земли. В Новом свете под властью Испании, помимо Кубы и Гаити, оказались Антильские острова и острова Мексиканского залива, части территории Флориды, Чьяны (Мексики), нынешних Панамы, Никарагуа, Гондураса. Эрнан Кортес в ходе нескольких экспедиций, покоряя государства и союзы индейских племен, завоевывает для Карла, говоря словами исторического анекдота, «больше областей, чем предки оставили его величеству городов». В Северной Америке границы конкисты доходят до Большого Каньона, рек Колорадо и Миссури. К тому времени, когда в Гранаде на свет появляется Франсиско Суарес, испанское королевство в лице Гонсало Писарро ведет завоевательную войну на южноамериканском континенте.

Крупнейшая христианская империя складывалась в ходе многочисленных войн в Америке, Европе и на Средиземноморье, а также в столкновениях с внутренней оппозицией. К последним следует отнести начавшиеся в 1520 г. восстания комунерос – свидетельство борьбы испанских городов против наступлений на их вольности. Подавить восстание королю удалось лишь в ходе длительных боевых действий, с привлечением немецких солдат, и жестоких репрессий в 1522–1524 гг. Помимо городов, от короля и императора серьезно пострадали обложенные налогами сословия, прежде не платившие податей: дворянство (в первую очередь идальго) и духовенство, что также не способствовало стабильности в развитии испанского государства.

В Европе у Испании было много сильных недругов. В 1521 г. нападение французского короля Франциска I на Наварру ознаменовало начало Итальянских войн, в ходе которых против Испании сформировалась «Священная лига» в составе Франции, Венеции, Флоренции, Милана. Лига пользовалась поддержкой английского двора. Англия пошла на разрыв дружеских отношений с Испанией и сближение с Францией после того, как Генрих VIII развелся со своей супругой, Екатериной Арагонской, дочерью Фердинанда и Изабеллы. В результате нескольких военных компаний, перемежавшихся перемириями, между Карлом и Франциском в сентябре 1544 г. был заключен мирный договор, закрепивший за Испанией все ее европейские владения.

Испании приходилось бороться и с другими врагами. В 1530– 1540-е гг. максимальной напряженности достигли военные действия против алжирских пиратов, которые не только наводили страх на мореплавателей Средиземноморья, но и позволяли себе грабить прибрежные испанские города и даже достаточно глубоко вторгаться в глубь Пиренейского полуострова. Кроме того, сознавая свою ответственность за оборону границ западнохристианского мира, в 1540-е гг. Карл даже направлял войска на Дунай, оказывая поддержку венгерскому королю в его противостоянии турецкой экспансии.

На этих основах покоится и политика Суареса. Так как общество - естественное состояние человека, вне которого он не может жить, то тем самым оно является учреждением божественным; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, их издающей, то есть без правительства, то и правительство - институт божественный. Божественность верховной власти - исключительно результат её естественного происхождения; слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» (Рим. ) надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в возникновении верховной власти кроется непостижимая человеческому разуму делегация, непосредственное происхождение от Бога. Так как власть порождена естественным законом, то она и подчиняется ему; возникшая для нужд общества, она покоится на акте делегации от общества - реального, исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им делегируется правительству; но такая делегация не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда. Не отрицая принципиально ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх - не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; согласие монарха и народа - единственный источник власти первого; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен - народ - вступает в свои права; а права у него, по Суаресу, в данном случае очень широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства. Убийство не возбраняется даже тогда, когда виновным в нарушении законов оказывается законный монарх , но Суарес советует избегать этого, если нарушены интересы не всего общества, а лишь частного лица. Тирана же может убить последний гражданин за всякое нарушение закона.

Политическая доктрина Суареса в её целом не стоит одиноко. Начало XVII в. было эпохой острого политико-религиозного кризиса, когда приходили в столкновение самые разнородные интересы, когда оппозиция против абсолютизма , более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Западной Европе . Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы , - мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов , одним из видных представителей которого был Суарес, вербовало своих сторонников как в среде католических , так и в среде протестантских публицистов. В частности, доктрина тираноубийства, первое выражение которой мы встречаем ещё в средние века , была чисто католической и в эпоху религиозных войн имела многих представителей, кроме Суареса. Она не оставалась только книжной, а проводилась в жизнь, деятельно пропагандируемая иезуитами . Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610) стояло в связи с этой пропагандой.

Франсиско Суарес, знаменитый испанский философ и богослов, родился в Гранаде в 1548 году. В юности вступил в орден иезуитов, известный своими достижениями в области гуманитарных наук, математики и естествознания. Став доктором богословия и священником, Суарес преподавал в университетах Коимбры и Саламанки. Лекции Суареса пользовались огромной популярностью, благодаря его эрудиции и личной святости. Одно время, по причине поддержки им тезисов испанского богослова Луиса Молины (1535-1600), Суарес подозревался в ереси, однако был, как и прочие т. н. «молинисты», оправдан Святейшим Престолом. Умер Суарес в 1617 году.

И был профессором богословия в Сеговии, Алкале, Саламанке и Риме. Его учёность была необъятна; его память поражала всех; его диалектика, казалось, воскрешала цветущую эпоху схоластической философии. Все эти качества создали ему славу первого философа эпохи, и эта слава держалась, судя по автобиографии Вико, вплоть до начала XVIII века . По предложению папы Павла V он издал в г. политический памфлет «Defensio fidei catholicae contra anglicanae sectae errores», направленный против политики Иакова I и сожженный рукой палача не только в Лондоне, но и в Париже. Его сочинения, издание которых было закончено в 1630 г., обнимают 23 тома in folio (Майнц и Лион). Извлечение из них сделано П. Ноэлем в 1732 г. (Женева).

Учение

Суареса не без основания называют последним из схоластиков. Он не был расположен к тем новым приёмам мышления, которые создавались в его эпоху. Силлогизм и ссылка на авторитеты - вот его аргументы; единственное, что у него более или менее оригинально, - это то, что авторитет Аристотеля отступает на задний план перед авторитетом классиков схоластики. Главное произведение Суареса - трактат «De legibus», в котором он близко следует Фоме Аквинату. Это - целая энциклопедия схоластической философии, дающая всестороннее знакомство со всем строем средневековой католической мысли с её воззрениями на все области человеческого знания. По мнению Суареса, есть два рода законов - закон естественный и закон положительный; вопрос об основах первого составляет главную проблему морали, вопрос об основах последнего - главную проблему политики. Схоластики различали два рода естественных законов: закон указующий (lex indicativa) и закон предписывающий (praeceptiva); первый ограничивается разъяснением того, что хорошо и что дурно, второй повелевает делать или не делать то или иное. Схоластические авторитеты делятся в этом отношении на два лагеря: одни признают естественный закон исключительно индикативным, другие - исключительно прецептивным. Суарес пытается примирить оба крайних решения. По его мнению, в естественном законе находятся налицо оба свойства: он и разъясняет, и повелевает в одно и то же время. Такой ответ на основную проблему заставляет Суареса искать выхода из другой схоластической антиномии, тесно связанной с предыдущей. На чём покоится естественный закон: на природе вещей или на божественном велении? Суарес одинаково чужд как рационализма, так и провиденциализма в их чистом виде и принимает в качестве генетических моментов естественного закона как человеческий разум, так и божественную волю.

Учение о власти

На этих основах покоится и политика Суареса. Так как общество - естественное состояние человека, вне которого он не может жить, то тем самым оно является учреждением божественным; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, их издающей, то есть без правительства, то и правительство - институт божественный. Божественность верховной власти - исключительно результат её естественного происхождения; слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в возникновении верховной власти кроется непостижимая человческому разуму делегация, непосредственное происхождение от Бога. Так как власть порождена естественным законом, то она и подчиняется ему; возникшая для нужд общества, она покоится на акте делегации от общества - реального, исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им делегируется правительству; но такая делегация не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда. Не отрицая принципиально ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх - не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; согласие монарха и народа - единственный источник власти первого; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен - народ - вступает в свои права; а права у него, по Суаресу, в данном случае очень широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства. Убийство не возбраняется даже тогда, когда виновным в нарушении законов оказывается законный монарх, но Суарес советует избегать этого, если нарушены интересы не всего общества, а лишь частного лица. Тирана же может убить последний гражданин за всякое нарушение закона.

Политическая доктрина Суареса в её целом не стоит одиноко. Начало XVII в. было эпохой острого политико-религиозного кризиса, когда приходили в столкновение самые разнородные интересы, когда оппозиция против абсолютизма, более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Зап. Европе. Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы, - мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов, одним из видных представителей которого был Суарес, вербовало своих сторонников как в среде католических, так и в среде протестантских публицистов. В частности, доктрина тираноубийства, первое выражение которой мы встречаем ещё в средние века, была чисто католической и в эпоху религиозных войн имела многих представителей (Буше, Мариана), кроме Суареса. Она не оставалась только книжной, а проводилась в жизнь, деятельно пропагандируемая иезуитами. Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610) стояло в связи с этой пропагандой.

Франсиско Суарес, знаменитый испанский философ и богослов, родился в Гранаде в 1548 году. В юности вступил в орден иезуитов, известный своими достижениями в области гуманитарных наук, математики и естествознания. Став доктором богословия и священником, Суарес преподавал в университетах Коимбры и Саламанки. Лекции Суареса пользовались огромной популярностью, благодаря его эрудиции и личной святости. Одно время, по причине поддержки им тезисов испанского богослова Луиса Молины (1535-1600), Суарес подозревался в ереси, однако был, как и прочие т.н. "молинисты", оправдан Святейшим Престолом. Умер Суарес в 1617 году.

Литература

  • К. Werner, «Suarez und die Scholastik der letzten Jahrhunderte»;
  • A. Frank, «Réformateurs et publicistes de l’Europe. XVII siècle».
  • Иван Лупандин. "Метафизические рассуждения" Франсиско Суареса и зарождение новоевропейской философии.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Введение и 1 раздел I рассуждения / Пер. М.Р.Бургете // Историко-философский ежегодник. 1987.М., 1987. С. 218–242.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение V. Об индивидуальном единстве и его принципе (фрагмент) / Пер. Т.Антонова, комментарии Т.Антонова, Д. Шмонина // Verbum. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура XVI–XVII веков. СПб., 1999. С. 180–183.
  • Суарес Ф. Комментарии на «Книги Аристотеля “О душе”». Введение (фрагмент) / Пер. Д.В.Шмонина // Verbum. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления: иберийский опыт. СПб, 2001. С. 174–183.
  • Суарес Ф.Метафизические рассуждения. Рассуждение II (фрагменты разделов 1, 2, 4) / Пер. Г.В. Вдовиной // Вопросы философии. 2003. №10.С. 140–156.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение I, раздел 3 /Пер. Г. В. Вдовиной // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005.С. 99–106.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение XXXI. О сущности конечного сущего как такового, о его бытии, а также об их различении (фрагмент) / Предисловие, перевод и комментарии К.В.Суториуса // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005. С. 124–179.
  • Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждения I-V. Вступительные статьи Г.В.Вдовиной и Д.В. Шмонина. Перевод Г.В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии, и истории св. Фомы, 2007. 776 с.
  • Черняков А. Г. Учение Суареса о сущности и существовании в интерпретации Мартина Хайдеггера // Verbum. Альманах центра изучения средневековой культуры.Вып.I. Франсиско Суарес и европейская культура XVI-XVII веков СПб.,1999. С.25-43.
  • Шмонин Д. В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб., 2002. 201 с. ISBN 5-94211-093-X

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франсиско Суарес" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суарес. Посмертная гравюра … Википедия

    Франсиско Суарес (исп. Francisco Suárez, старая, неправльная передача имени Франциск Суарез, 1548 1617) испанский философ и политический мыслитель. Биография Принадлежал к знатной семье; в Саламанкском университете изучал юридические науки, затем … Католическая энциклопедия

    - (Suares) Франсиско (1548 1617) ведущий представитель «второй схоластики». В католической традиции обладает почетным титулом «Doctor exi mius» «превосходный доктор». По С. теолог обязан обладать глубоким пониманием метафизических принципов и основ … Философская энциклопедия

    Святой Франсиско Борджа проводит экзорцизм. Картина Франсиско Гойя родился 28 Октября 1510 года, Гандиа ум … Википедия

    Суарес, Франсиско - СУАРЕС (Suarez) Франсиско (1548 1617), испанский теолог, философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики, иезуит. Родоначальник получившего распространение течения суаресизма, противостоявшего томизму. Суарес во многом… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1548 1617) испанский теолог и философ, представитель поздней (т. н. второй) схоластики, иезуит. Родоначальник суаресизма, противостоящего томизму в истолковании соотношения свободы воли и божественного предопределения. По политическим взглядам… … Большой Энциклопедический словарь

    Суарес (Suarez) Франсиско (5.1.1548, Гранада, 25.9.1617, Лисабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики; иезуит. Окончил университет г. Саламанка (1570). Преподавал в 1570 80 в Саламанке, Сеговии,… … Большая советская энциклопедия

    - (Suarez, Francis) (1548–1617) Теолог и философ, иезуит. Иногда его называют последним из великих схоластов. Для политической теории интерес представляет вклад Суареса в философию права, и особенно международного. Понятие ius gentium (право… … Политология. Словарь.

    - (Suarez) Франсиско (1548 1617), испанский теолог, философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики, иезуит. Родоначальник получившего распространение течения суаресизма, противостоявшего томизму. Суарес во многом видоизменил… … Современная энциклопедия

    Суарес Ривера, Адольфо Антонио Его Высокопреосвященство кардинал Адольфо Антонио Суарес Ривера (исп. Adolfo Antonio Suárez Rivera), (9 января 1927, Сан Кристобаль де Лас Касас, Мексика 24 марта 2008, Монтеррей). Мексиканский кардинал. Епископ… … Википедия

Книги

  • Франсиско Суарес о речи ангелов , Трактат Франсиско Суареса (1548-1617) - часть более обширного труда "Об ангелах" . В трактате рассматриваются различные гипотезы о способах коммуникации творений, свободных от ограничений… Категория:

Франсиско Суарес

Суарес (Suarez) Франсиско (1548-1617) - испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 году становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже - богословские дисциплины в университете г. Саламанка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там Суареса высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 года Суарес заведует кафедрой теологии в Коимбрском университете. Главное философское сочинение Суареса - "Метафизические рассуждения" (1597). Суарес переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского . Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Уильямом Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы ("эйдос"). Вещь, согласно Суаресу, не есть ни материя ни форма, она первична по отношению к ним. После Суареса многие философы отказались от гилеморфизма. Другим важным вопросом для Суареса выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению Суареса, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. Суарес оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

И.А. Нестерович

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Суарес (Suärez) Франсиско (5.1.1548, Гранада,- 25.9.1617, Лиссабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики; иезуит. Суарес во многом видоизменил учение Фомы Аквинского, сближаясь в ряде моментов с Дунсом Скотом . Отрицая реальное различие между сущностью и существованием, Суарес считал, что единичное обладает приматом по отношению к общему; отдельная вещь не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к ним, тождественна «бытийственности». В спорах о соотношении свободы воли и божественного предопределения, обострившихся в полемике с концепциями протестантизма, Суарес перенёс акцент с предопределения на божественное предвидение: бог не обусловливает свободный выбор человека, но предвидит его и в соответствии с этим предзнанием пути человека к богу сообщает благодать. Учение Суареса вызвало оппозицию со стороны официальных кругов церкви, но впоследствии получило значительное распространение среди католических теологов. Основные философские сочинения Суареса «Метафизические рассуждения» («Disputationes Metaphysicae», v. l-2, 1597) пользовалось большим влиянием (в частности, в университетах 17 века) и оставило заметный след в творчестве даже некоторых антисхоластических философов, в том числе Декарта и Лейбница . По политическим взглядам Суарес - тираномах: правитель, ставший тираном и тем нарушивший божественный принцип власти, понимаемый как справедливый договор между народом и правителем, достоин смерти. Трактаты Суареса, излагающие принципы естественного права, оказали значительное воздействие на Грецию.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. 1 - 28, P., 1856-78.

Литература: Scorraille B. de, F. Snarcz, v. l-2, P., 1912-13; McCormick J. F., A suarezian bibliography, в книге: Proceedings of the 10 annual conference of the Jesuit educational association, Chi., 1931; Mugica P., Bibliografia suareciana, Granada, 1948.

Суарес (Siaarez) Франсиско (5 января 1548, Гранада – 25 сентября 1617, Лиссабон) – представитель второй схоластики; doctor eximinus (исключительный, выдающийся доктор). В 1564 вступил в орден иезуитов. Изучал право в университете Саламанки, затем преподавал во многих университетах Испании, Португалии и Италии. Философия Суареса в целом базируется на аристотелевско-томистской традиции, причем многие из его идей вызваны к жизни полемикой поздних томистов, скотистов и оккамистов.

В главном труде «Метафизические дискуссии» (Disputationes metaphysicae, 1597) Суарес выделяет метафизику как особую науку со своим предметом и методом исследования и строит свое произведение, отходя от господствующих в схоластике традиций комментирования, систематического изложения онтологической проблематики. Цель метафизики – «созерцание истины ради нее самой» (Disp. met., disp. 1, sect. 4. n. 2), ее предмет – 1) бытие как таковое (в абстракции от материи – как чувственной, так и умопостигаемой), 2) бытие как причина (учение Аристотеля о четырех причинах Суарес дополняет делением действующей причины на необходимую и свободную), 3) основные категории бытия (бесконечное и конечное, субстанция и акциденция, сущность и существование и т.д.).

Суарес отвергает свойственное многим томистам понимание сущности и существования как реального различия двух разных вещей, равно как и «формальное различие» сущности и существования у Дунса Скота, не соглашается он и с оккамистским сведением их к различию именований, поскольку это различие имеет основание в самой (единой) вещи. Понятие «реального», охватывающее у Суареса как актуальное существование, так и объективно возможное, явилось исходным пунктом дискуссии о множестве возможных миров и основании актуализации какого-либо из них; одним из решений этой проблемы стала концепция «наилучшего из миров» Г.В.Лейбница. Признавая реальное существование только индивидуальных вещей, которые могут быть познаны непосредственным образом (Disp. met., 1, 4; De Anima, 1, 4, 3, 3–5), Cyapec отвергает реальное существование универсалий: единство универсального – продукт мысли, которая при этом, однако, отталкивается от самих вещей (здесь Суарес полемизирует с номинализмом оккамистов): «umversalitas est per intellectum cum m re» (Disp. met., 6, 5, 1). Соглашаясь с Дунсом Скотом в том, что индивидуальное есть нечто реально отличное от общей сущности вещи, Суарес, однако, считает, что основанием индивидуации является не «этость», но сама композиция конкретной формы и конкретной материи (Disp. met., 5, 6, 15). Суарес отвергает и томистскую концепцию «сигнифицированной» (т.е. количественно определенной) материи как начала индивидуации (Ibid., 14, 3, 25).

Отклоняя выдвинутую Доминго Банесом концепцию т.н. «физического передвижения», согласно которой божественная благодать «физически», т.е. непреложно, движет человеческую волю как противоречащую свободному самопожертвованию Христа (Comm. ас disp. m tert. p. D.Thomae, 1; Op. omn. v. 18, 286b–287a), Cyapec принимает сам термин для обозначения помощи, оказываемой божественной благодатью и согласующейся со свободой воли человека (De vera intelligentia auxilii efficacis, 46; Op. omn. v. 10, 653a–661b).

В трактате «О законах» (De legibus, 1612), следуя в целом томистскому учению (в частности, в делении закона на вечный, естественный и человеческий), Суарес подчеркивал значение волевого элемента в установлении закона: естественный закон содержит только самые общие положения (следует совершать благо и избегать зла и т.п.), поэтому человеческий закон не проистекает непреложно из естественного, а образуется волей законодателя (De legibus, 2, 20). В дискуссии относительно концепции пробабилизма Суарес выдвинул идею о том, что двусмысленный закон не является обязывающим (позднее эта идея нашла выражение в юридических формулах «lex dubia non obligat» и «obligatio dubia – obligatio nulla»).

В трактате «Защита католической веры против англиканской секты» (Defensio fidei, 1613), направленном против главы англиканской церкви короля Джеймса I (автора трактатов по теологии, переводчика Библии на английский язык), Суарес признавал сувереном общество, делегирующее власть монарху. В трактате «О войне» (De bello) он выделил ряд критериев, определяющих «справедливую войну, восстановление справедливости, когда исчерпаны другие средства, и умеренность в ведении войны».

Сочинения Суареса по метафизике и богословию пользовались большой популярностью не только в католических, но и в протестантских учебных заведениях. Суарес оказал влияние на Лейбница, Декарта (несмотря на нередкие выпады их в адрес Суареса), Спинозу, Хр.Вольфа. Наряду с Франсиско де Витория он считается основоположником теории «международного права», его правовая теория оказала большое влияние на концепцию Гуго Гроция.

К.В. Бандуровский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 649-650.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Varia opuscula theologica contra anglicanae sectae enores. Madrid, 1613;

Opera omnia, 28 vol. P., 1856-1861;

De bello. Madrid, 1954;

Disputationes Metaphysicae. Madrid, 1960–1964;

в рус. пер.: Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1-й раздел первого рассуждения «О природе первой философии, или метафизики».– «Историко-философский ежегодник. 86». М., 1986.

Литература:

Werner К. Suares und die Scholastik der letzten Jahrhunderte. Regensburg, 1861;

Scorraffle R. de. François Suarez, 2vol. P., 1912–13;

Conde y Luque R. Francisco Suarez doctor eximinus. Madrid, 1914;

Conze E. Der Begriff der Metaphysilc bei Franz Suarez. Lpz., 1928;

Breuer A. Dei Gottesbeweise bei Thomas und Suarez. Fribourg, 1930;

McCormick J.J. A Suarezian Bibliography. Chic, 1937;

Mugica P. Bibliografica suaresiana. Granada, 1948;

Alejandro J.M. La gnoseologica del accusacion nominalista. Comillas, 1948;

Ciacon C. La Seconda Scolastica, v. 2–3. Mil., 1947–50;

Ambrosetti G. La filosofia delle leggi di Suarez. Città del Messico, 1948;

Mullaney T. Suàrez on Human Freedom. Baltimore, 1950;

Perena Vicente L. Teoria de la guerra en Francisco Suarez, 2 v. Madrid, 1954;

Dumont P. Liberté humane et concurs divin d’après Suarez. P., 1960.