Эссе логопеда дошкольного образования. Моя педагогическая философия

Эссе логопеда дошкольного образования. Моя педагогическая философия

Эссе «Моя педагогическая философия»

Батина Светлана Юрьевна

«Умение воспитывать -
это все-таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А.С.Макаренко.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать педагогом. Считала, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная.

Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Для меня профессия педагога — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии учителя-логопеда, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир.

Я работаю в детском саду учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими нарушения речи. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить дошкольников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал.

Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на дефектологический факультет по специальности учитель-логопед.

Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.

Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко - обучать и воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Дети - самая большая ценность на земле, это те, во имя кого мы живём.

Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы); расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

У меня есть главное - терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Логопед – это специалист, который оказывает помощь в устранение речевых дефектов. Логопед воздействует на органы речи, учит правильному дыханию и управлению собственной речью. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильного произношения, а также от заикания (логоневроза).

Логопед это, прежде всего:

Л – Любовь к детям. В работе с детьми любовь особенно необходима. Поскольку учитель логопед заменяет воспитанникам маму в ее отсутствие, а значит, должен вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброту, ласку, теплоту и сердечность. Без любви педагогический процесс будет не эффективен. Я дарю свою любовь детям, одновременно обучая их этому чувству!

О – Ответственность. Большая ответственность возлагается на учителя логопеда. От учителя зависит будущее ребенка. Задача логопеда состоит в том, что бы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Г – Гордость профессией. Я горжусь своей профессией! Она значима и почетна тем, что оставляет доброе чувство долга перед детьми, позволяет ощущать свою необходимость и причастность к их судьбе, а значит свою полезность. Я убеждена, что профессия учителя логопеда необходимая и самая лучшая на свете!

О – Образованность. Образование и самообразование учителя – основное условие его профессионального роста. Повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. А эффективность коррекционной, развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.

П – Положительные эмоции. Логопед это профессия где есть ежедневное радостное общение, от которого уж точно не соскучишься. Только педагог получает самую огромную в мире награду – радостную улыбку и детский смех.

Е – Единство в работе. Многие родители не знают закономерностей педагогических особенностей детей и не могут объективно оценить проблему своего ребенка. Поэтому, с привлечением родителей к активному сотрудничеству, только в процессе совместной деятельности педагогов и семьи, удается максимально помочь ребенку.

Д – Достижение результата. Чистая, грамотная, правильная речь ребенка это и является конечным результатом работы логопеда. К нему я продвигаюсь, и радуюсь каждой маленькой победе. Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!

Учитель – логопед, не легкая работа

Учить детей, красиво говорить!

Ты отдаешься всей душою

Готов свою ты жизнь, ей посвятить!

Это не просто строчки стихотворения! Это мысли и чувства человека, любящего свою работу. Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой - физиком, третий - геологом, четвертый - хирургом, пятый- учителем. Вероятно, сложно выбрать ту, неповторимую профессию, которой потом отдашь годы жизни. Мой путь к профессии начался с детства, мне нравилось, как дикторы ведут программы, как актеры играют в театре свои роли. Я садилась перед зеркалом и проговаривала различные тексты. В результате эти увлечения вылились в мою профессию. Анализируя все это, можно лишний раз убедиться в том, насколько важны наши детские увлечения, как остро они влияют на мечты будущей профессии.

В 2006 году я поступила в Волгоградский Государственный Социально педагогический университет на специальность педагог – психолог.

По окончании университета, я пришла работать воспитателем в детский сад «Тополек».

Слушая речь детей, которые с трудом выговаривали звуки, мне захотелось помочь им в произношении слов, именно это и помогло мне определится с моей профессией учителя-логопеда.

Оказалось это не простым делом, изучая литературу по логопедии: я стала понимать методики, технику, приёмы для постановки звуков, а самое главное видеть нарушения в речи детей.

И я поступила в Московский институт психоанализа на факультет «Специальное дефектологическое образование» на специальность логопедия.

Еще раз я убедилась в правильном выборе моей профессии, насколько интересно и познавательно получать знания и опыт в логопедии.

Каждый поход в книжный магазин заканчивался приобретением книг, альбомов, пособий по логопедии.

Я учусь и работаю учителем-логопедом в детском саду.

Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным и полезным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Здесь каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Я занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, развитием правильного речевого дыхания, развитием фонематических процессов, обогащением словарного запаса, совершенствованием связной речи детей. В своей работе использую игровые методы, разнообразный наглядный материал, схемы для составления предложений и рассказов, упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Меня, как молодого специалиста каждый день волнуют вопросы, о том, как заинтересовать ребёнка, увлечь, как сделать первые шаги в мир знаний лёгкими и запоминающимися, как вызвать желание у детей приходить на занятия к логопеду с улыбкой? Чтобы быть интересной детям, я продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю яркий дидактический материал, использую современные технические средства обучения, интернет ресурсы. Творческий подход стимулирует развитие детей, их интересы, побуждает к самостоятельности.

Чтобы каждое занятие не было похожим на предыдущее, включаю в работу «легкие пушинки», «веселые карандашики», «смешные язычки». На занятиях присутствуют интересные персонажи, такие как «смышленый заяц», «умный еж», «хитрая лиса», которые увлекают и заманивают детей своими интересными играми. Для снятия усталости провожу физкультминутки (показываем, как шуршат деревья, шелестит трава), пальчиковые игры. Для коррекции звукопроизношения мы шипим как змеи, жужжим как жуки, звеним как комарики и т.д.

Размышляя о своей профессии, я смотрю на себя со стороны.

Думаю, что я обладаю качествами, присущие педагогу: потребность в общении, способность ставить себя на место ребёнка, выразительная четкая речь, мобильность, творческая активность.

Как пишет В.О.Ключевский, «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподашь».

Сколько великих людей высказывалось на тему речи, языка; сколько пословиц и поговорок сложено:

Хорошую речь и слушать приятно.

По речи узнают человека.

Хорошая речь слаще меда.

Стаж моей логопедической деятельности всего лишь три года, за это время мне удалось не только пополнить предметно-развивающую среду логопункта пособиями, литературой, но и пополнить свою семью рождением третьего ребёнка. Не задерживаясь в декрете, я вышла на работу спустя три месяца. И вновь закипела жизнь на логопункте.

В работах ведущих исследователей Р. Е. Левиной, Т.Б.Филичевой я поняла важность дидактических игр в логопедическую работу и приступила к их изготовлению.

Дидактические развивающие игры помогают мне прочно, закрепить поставленный звук в короткое время. Я разработала проект « Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков» и внедряю в работе с детьми и родителями. В процессе проектной деятельности я изготовила разнообразные игры: «Логопедические бусы», «Улитки», «Сосчитай», «Логопедические пазлы», «Домино», «Волшебный дождь», «Помоги построить забор» .

Моя профессия очень занимательная, каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье! Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов. Родители всегда прислушиваются к моим советам. Они знают, что в работу запущен целый механизм, состоящий из звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. Не в стороне остаются и воспитатели, связующее звено в коррекционном процессе, помогают закреплять в речи детей поставленный звук. Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению дефектов значительно затягивается.

Спеша на работу моё сердце переполняется трепетным ожиданием встречи с детьми, которых мне доверили родители, и охватывает неопределённое смутное состояние волнения и радости. В голове кружится рой мыслей: справлюсь ли я? Оправдаю ли я возложенные на меня надежды, обязательства? Смогу ли я помочь детям подружиться с этими трудными звуками? Ведь одних нужно будет научить «шипеть», других «свистеть», а кого-то «рычать».

Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел.

Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!

Работать с детьми мне очень интересно: каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Приходя на работу, общаясь с детьми, я расспрашиваю как у них дела, чем они занимались на выходных, куда ходили? Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают интересные истории. Мое желание помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Я вижу в глазах ребёнка живой интерес, узнать нечто новое, пока неизведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал.

Думаю, что самое главное в профессиональной деятельности воспитателей, учителей, учителей-логопедов не только профессиональные, но и их человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

Горы прочитанной литературы, открытые занятия, курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения всё работает на эффективность и слаженность коррекционного процесса.

В современных условиях неоспоримым помощником в работе с детьми хочу выделить ИКТ. Грамотное применение информационных технологий, помогает более доступно, в нужном современном формате преподносить информацию для ребенка. А также в работе с родителями, не редки применение скайпа, в удобное для родителей время, можно проконсультировать, показать нужное трудное упражнение. В социальных сетях сбросить нужные тексты, домашние задания. Эти приемы помогают более тесно сотрудничать с родителями и быть на одной волне с ними.

Ежедневно наши дети нуждаются в помощи, любви ¸внимании, поддержки. Все мы радуемся, неизвестно, кто больше я или ребенок. Ура, звук родился, на конец - то трудный звук победили!

Для меня самое главное, что маленький человечек поверил в свои силы, возможности. Радуются победе и родители, педагоги, ведь все мы как единое звено в педагогическом процессе, заняты одним важным делом – воспитанием, обучением, развитием детей. Ведь дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.

И вот снова новый день! Новые встречи, новые любопытные глаза, благодарные взгляды детишек, которые кричат тебе - Доброе утро!

Терпение и творчество

Упорство и победа

Вот главное

В работе логопеда!

Жанна Панарина
Эссе учителя-логопеда «Моя педагогическая философия»

МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»

ЭССЕ

Учителя- логопеда

Панариной Жанны Викторовны

«Моя педагогическая философия »

«Что самое главное в моей жизни?

Без раздумий отвечаю –

Любовь к детям»

В. А. Сухомлинский

Раздумья на тему «Я – учитель-логопед » - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя, значимость для других людей. В моём случае – профессия выбрала меня. От воспитателя до учителя- логопеда . Учить ребёнка правильной , красивой речи, учить весело и увлечённо , дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога .

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь : «Я на своём месте» .Все мои знания, весь мой опыт, все мои душевные силы для них. Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!

Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность помочь детям научиться правильно , произносить звуки родной речи. Ежедневно, соприкасаясь с миром детства, совершаю вклад в завтрашний день детей. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и в жизни вцелом, ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Учитель -логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с интересом. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям познавать и открывать новое.

Логопедическая работа в детском саду предполагает единство теории, игры, театра и психологии. Конечно, требуется немалого терпения, упорства, искренней увлеченности, огромной самоотдачи, сострадания и любви к каждому ребенку, чтобы услышать результат.

Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно . Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Как страшно ребёнку : «А вдруг у меня ничего не получится Здесь на первом плане : помочь, приласкать, посочувствовать. Логопедическое занятие – этот не только школа обучения и воспитания ребенка, но и добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога , вселяющего в них уверенность в том, что всё получится . Учитель -логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно.

Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Для этого есть специально оборудованный кабинет, больше похожий на комнату, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: обои, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира,где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.

Радость сотрудничества с родителями, создание атмосферы взаимопонимания единомышленников, эмоциональная сопричастность друг другу – всё это необходимо для благоприятного развития личности ребёнка. Логопедические занятия для мам и пап не менее важны, чем для детей. Являясь активными участниками, они «подзаряжаются» энергией, черпают знания о том, как нужно эмоционально общаться с ребенком. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь принципом : «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада» .

Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности – личность педагога , его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И, наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием.

Активный поиск путей решения творческих задач : постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения дошкольников. Эти аспекты современного дошкольного образования есть и в моей деятельности.

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости, об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Оптимизм, терпение и целеустремлённость – этикачества помогают мне в совершенствовании профессии «учитель-логопед » .

Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление» . И каждый педагог меня поймёт : мы живем в своих воспитанниках. Логопед должен любить свою работу. Я считаю, это главное и основное условие для успешной деятельности. По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – дети, их развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед расширяет ему возможности общения, он является своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения, как в среде сверстников, так и со взрослыми, ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. В общении с детьми стараюсь быть открытой, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутреннее состояние.

В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Да. все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении. Я искренне верю, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей : «Жанна Викторовна! Возьмите меня на занятие!» Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих учеников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

Видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что учитель -логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Это мой выбор! Это мой путь!

Эссе "Я учитель"

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Описание работы: предлагаю вашему вниманию эссе-рассуждение на тему "Я - учитель". Материал будет полезен для учителей, классных руководителей, воспитателей школ - интернатов, старшеклассников, студентов педвузов.

Эссе «Я учитель»

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества".
Н. Рерих

Какова роль учителя в современном мире? Я часто задумываюсь над этим вопросом.
Мы живем в стремительно развивающемся мире, который диктует свои правила поведения. Найти себя в нем - наисложнейшая задача. Современному молодому человеку предоставляется огромное количество возможностей применения собственных сил и умений. Помочь ему определиться, сделать верный выбор, найти дело всей жизни, наверное, это и есть миссия учителя. Помочь найти истину, а не преподносить ее «на блюдечке с голубой каемочкой». «Учить не мыслям, а мыслить», - говорил Иммануил Кант. Я считаю, что это очень верно. Школа должна учить детей творчески мыслить, а не заставлять запоминать факты, которые легко найти и скопировать из различных источников.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, индивидуализацию обучения.
Одно из направлений личностно-ориентированного обучения - проектная деятельность школьников, где необходимым условием является работа в команде.Работа в команде, в коллективе требует от человека умение излагать свои мысли, донести свои идеи до всех.
Я работаю в речевой школе учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Ко мне приходят дети, плохо говорящие, с общим недоразвитием речи, имеющие медицинский диагноз, связанный с органическим поражением центральной нервной системы, у которых нарушены все компоненты речевой деятельности: произносительная, фонематическая, лексическая и грамматическая. Словарный запас у этих детей очень мал. Когда на первичном обследовании речи выясняется, что у стула не четыре ножки, а четыре «лапки», или у дивана не сиденье, а «животик», я понимаю, что предстоит огромный труд педагогов, медицинских специалистов, родителей и самого ребенка на пути к умению правильно излагать свои мысли, к обучению работе в команде. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить учеников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал. И меня согревает мысль: «Я тоже причастна к тому, что Андрюша «зарычал», а Таня уже пишет без ошибок и перешла в массовую школу». Вот это и есть первые шаги на пути к работе в команде.
Как я пришла в педагогику? Наверное, неслучайно. Мне нравилось играть с младшей сестрой, заниматься с ней, учить буквы, читать книжки на ночь - это мои первые педагогические опыты и, надо сказать, весьма успешные: сестра рано начала бегло читать. Я очень гордилась ее успехами. Все свои школьные годы я твердо знала, кем буду, когда вырасту. А стать я хотела воспитателем и после школы поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. Годы учебы пролетели как один миг. Особенно нравилась педагогическая практика, тесное общение с детьми. Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на факультет «Логопедия» по специальности учитель-логопед.
Учитель, преподаватель, педагог, наставник, просветитель, гуру, репетитор… Как только не называют представителей педагогической профессии, но возложенная на него миссия - воспитать достойного гражданина, способного социализироваться в обществе и приносить пользу своей Родине - очень и очень нелегка.
Придя в школу,я была очень горда собой, ведь я - проводник в мир знаний. Хотелось работать,творить, вселять в учеников веру в себя, веру в людей и учить говорить, говорить и говорить… Но в тоже время задавала себе вопрос: а справлюсь ли я с такой огромной ответственностью, возложенной на меня?
Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.
Ученик приходит ко мне на логопедическое занятие. Он не должен чувствовать какое-то внутреннее сопротивление, он должен понимать, что это необходимо ему. Нужно расположить ребенка к себе, сделать так, чтобы он видел во мне человека, который хочет ему помочь. Однажды я вывела для себя три простых правила:
Только любовь к детям и вера в них принесут желаемые результаты;
Занятие будет успешным, если оно интересно для ребенка;
Ученик должен чувствовать себя комфортно и удобно на занятии.
Когда я беру на занятие маленького человечка, оторванного от дома, который целую неделю живет в интернате без родительской заботы, я должна вести себя по-матерински, не скупиться на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Ребенок обязательно раскроется, если будет чувствовать искреннее и доброе отношение к себе. И пусть времени, отведенного на занятие, не так много, я обязательно выслушаю его, утешу, порадуюсь успехам, дам совет. А в том, что он получил знания на моем занятии, сомневаться не приходится, ведь он, Олежка-«лентяй», говорит мне, что уже не путает звуки С и Ш, потомучто придумал и записал много слов с этими буквами, гордо показывая тетрадь с домашним заданием.
На групповых занятиях с младшими школьниками я возвращаюсь в детство. Как это здорово - вновь переживать хитросплетения русских народных сказок, слышать, как дети объясняют, почему им нравится тот или иной персонаж. Хорошие детские сказки снимают тревоги и воспитывают уверенность в детях. Переживая вместе с героями сказок, ребенок учится радоваться или сопереживать, учится доброте, понимает, что зло всегда наказуемо. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Народная сказка доносит в доступной форме до сознания младших школьников общие для всех народов нравственные ценности, воспитывает любовь к людям, животным и природе.
Когда ко мне приходят старшеклассники, стремящиеся к самоутверждению, я часто слышу от них вопросы, не имеющие однозначного ответа. Да… вот и выросли дети, остались позади старые добрые сказки… К сожалению, в наше непростое время, когда все измеряется материальными благами, большая часть детей дает высокую оценку ценностям социального характера, таким как стремительная и удачная карьера, бизнес, богатство, благосостояние. И куда более низкую оценку получают такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие …
«Но не все так плохо», - говорю я себе. Я работаю с замечательными людьми - педагогами с большой буквы. Среди них нет случайных, равнодушных людей. Часто я вижу, как бывшие выпускники приходят в родную школу, чтобы увидеть бывших классных руководителей, учителей, воспитателей и поговорить с ними. И ни за какие деньги мира нельзя купить это теплое, доверительное отношение и благодарность!
Со старшеклассниками всегда есть что обсудить, над чем подумать, о чем поспорить. Например, случай, который недавно произошел с Ильей. Он помог бабушке перейти дорогу. Казалось бы, самая обыденная ситуация, но реакция бабушки очень удивила и огорчила его. Она предложила Илюше деньги и, прослезившись, сказала: «Спасибо, я думала, что уже не осталось добрых людей».
Как же жесток наш современный мир… Бескорыстие, доброта, совесть… Нам есть о чем поразмышлять с детьми. Я стараюсь побудить их к самостоятельному поиску ответа, учу аргументировать свои мысли, доказывать, выслушивать мнения других и не бояться изменить собственное.
Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы);расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Я снова и снова возвращаюсь к вопросу: «В чем же она состоит – роль учителя в современном мире?» С позиции человека, учителя, логопеда, матери ученика я понимаю, что обучение, воспитание, донесение до ребенка осознания необходимости получения знаний - это, конечно, неотъемлемая часть всей педагогики. Но в сегодняшнем мире, когда мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью людей по отношению друг к другу, я считаю, что первостепенной миссией учителя должно быть воспитание нравственных и моральных качеств у детей.
И кто, если не школа и не мы, учителя, будем воспитывать в детях доброту и веру в добро? На мой взгляд, этому миру недостает доброты, и прежде всего учитель не должен остаться равнодушным к этой проблеме.
Моя профессия имеет свою специфику работы. Дети с ОВЗ, с тяжелыми нарушениями речи. Как нелегко приходится иногда. Коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними и я сама учусь выдержке, доброте, терпению, отзывчивости, пониманию. У меня есть главное – терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей, вдохновлять студентов, приходящих ко мне на практику. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!