Дворец гаруна аль рашида. Правление харуна ар-рашида

Дворец гаруна аль рашида. Правление харуна ар-рашида
Дворец гаруна аль рашида. Правление харуна ар-рашида

Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком.
Аль-Масуди

Во всем мире хорошо знают одну из самых популярных фигур в арабо-мусульманском мире - пятого халифа династии Аббасидов знаменитого Харуна ар-Рашида. Он является прославленным героем многочисленных народных преданий и обрел свое бессмертие и мировую известность в сказках «Тысячи и одной ночи».

Двадцать три года его правления были мирным временем народного благополучия, экономического подъема, интеллектуального взлета и победоносных походов против христианской Византии. Однако при нем начался политический распад и общий упадок могущественной Аббасидской империи. Последовавшие после смерти ар-Рашида произвол властей и тяготы гражданских междоусобиц, побуждали народ с умилением вспоминать о времени его царствования и всячески идеализировать его эпоху.

Будущий халиф родился в Рейе в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым ребенком от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился. В то время каждая из халифских жен стремилась пристроить на престоле своего сына, умелая же интриганка аль-Хайзуран не только преуспела в этом, но и смогла оказывать влияние на государственные дела во время правления ар-Рашида.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в обстановке придворной роскоши, в окружении богословов, поэтов и музыкантов. Воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Представители рода Бармакидов – наследственные советники и визири аббасидских халифов – играли значительную роль в управлении государством.

Будущий халиф в 15 лет был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. Молодой принц называл наставника Йахью «отцом», который помог ему наладить управление в провинции, сместив с должностей вороватых чиновников. В это время Харун получает прозвище «справедливый» - ар-Рашид.

Оказавшись на престоле, в первые годы правления Харун ар-Рашид полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визиром. Поэт Аль-Маусили оставил такие строки в память о начале правления ар-Рашида:

Разве ты не видел, что солнце было больным.
А когда стал править Харун, засияло оно снова.
Везением Доверенного Аллаха Харуна, обладателя щедрости.
Харун - правитель [солнца], а Йахъа вазир его.

Став халифом, Харун ар-Рашид постарался сделать первое время своего правления радостным для подданных: во время праздников и поездок по стране он миловал осужденных, щедро раздавал людям подарки, основывал мечети и караван-сараи. Однако богатство халифской казны обеспечивалось установлением чрезмерно высоких налогов.

Аббасиды постоянно стремились подчеркнуть религиозный характер своей власти. «Повелитель правоверных» девять раз ездил в паломничество в Мекку, ежедневно совершал сто земных поклонов, ревностно боролся с ересями.

Аббасидских правителей издавна привлекал Константинополь: Харун ар-Рашид стал инициатором нескольких победоносных походов против христианской Византии, во многих из которых лично принимал участие.

Вопреки сложившемуся мнению о «золотом веке» в истории халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами. Антиаббасидские восстания вспыхивали в Египте, Сирии, Йемене, восточных провинциях и в столице халифата - Багдаде. В Марокко, Алжире и Ифрикии (современный Тунис) установилась власть местных династий, плативших ежегодную дань Багдаду.

Вся аббасидская цивилизация отличалась высоким интеллектуальным уровнем развития, Харун ар-Рашид также покровительствовал деятельности ученых, поэтов и переводчиков, знакомивших арабов с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов.

Время правления Харуна ар-Рашида характеризуется активными торговыми и дипломатическими связями с внешним миром - от Китая до Восточной Африки. Историки говорят, халиф поддерживал дружеские отношения с королем франков Карлом Великим (742-814). Известна легенда, не подтвержденная арабскими источниками, согласно которой два государства обменивались посольствами – Карлу Великому были отправлены драгоценные подарки - ковры, пряности, золотые часы и, главное, белый индийский слон по имени Абуль-Аббас. В благодарность Карл тоже отправил халифу дары, но куда более скромные. Приняв франкских послов, Харун ар-Рашид благосклонно принял подарки и, как утверждают историки, даже отдал Карлу ключи от церкви Гроба Господня в святом городе Иерусалиме. Послы принесли в Европу истории о невиданном богатстве халифского дворца, где их водили по бесконечным залам, убранным коврами и золотой парчой, показывали львов, тигров и слонов в дворцовом зверинце.

Действительно, двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Двор пил из золотых кубков, а любимая жена Харуна Зубайда ела только из посуды из драгоценных металлов. Ложки были золотыми или хрустальными, и даже столы накрывали скатертями из золота или серебра. Если говорить о гареме легендарного халифа, то в нем оказались 200 женщин, включая жен его отца и брата. Всего у Харуна ар-Рашида было около 20 детей.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление халифатом Бармакидам, Йахъе и его сыну Фадлу. Второй сын Йахъи – Джафар – близкий друг и неотлучный спутник халифа, обладал большим влиянием на него. Джафар был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника, или надима, способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом.

Всемогущество Йахьи было связано главным образом с его преданностью влиятельной матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. Бармакиды за длительное время государственной службы успели заработать не только безграничное могущество, но и сумели нажить огромное богатство – дворец Джафара не уступал по роскоши дворцу самого халифа.

После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. Харун решил избавиться от рода Бармакидов – освободившись от влияния матери, халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Харун ар-Рашид жестоко расправился с Бармакидами – Йахъя, которого халиф называл «отцом», и Фадл были заточены в тюрьму, а близкий друг Джафар был убит. Жестокой казни подверглись жены и дети Бармакидов, их родственники, назначенные ими чиновники - больше тысячи человек. Халиф сам присутствовал при казнях и пытках.

Так, «золотой век» Харуна ар-Рашида захлебнулся в крови. О расправе над Бармакидами в «Тысячи и одной ночи» написано так: «Эта печальная история запятнала правление Харуна ар-Рашида кровью, которую не смыть и водами четырех рек». Историк аль-Масуди писал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление».

Второй период правления после расправы над Бармакидами Харун ар-Рашид провел вдали от столицы Багдада – в Ракке. Последние его решения и действия способствовали началу политического распада империи. Перед смертью в 809 г. Харун ар-Рашид разделил халифат между двумя наследниками: аль-Мамуном – первенцем от наложницы Мараджиль, и аль-Амином – вторым сыном от любимой первой жены Зубейды. Противостояние двух братьев после смерти ар-Рашида привело к гражданской войне и последующему упадку империи.

Харун ар-Рашид на страницах сказок «Тысячи и одной ночи» и народных преданий.

Отражение благополучной эпохи правления ар-Рашида можно найти на страницах «Тысячи и одной ночи», оно часто приукрашено, возможно, искажено, но в целом верно, если искать в нем не историческую правду, а картину общества и атмосферы. Время правления Харуна ар-Рашида – «золотой век», по которому тосковали последующие поколения, который идеализировали в легендах и рассказах. Бесчисленные авторы дополняли основные черты сложившегося в народной памяти образа Харуна ар-Рашида всевозможными фольклорными деталями и историями, дальше расширяли и обогащали повествование.
В сказках «Тысячи и одной ночи» капризный халиф в поисках развлечений и забав бродит переодетым по ночному Багдаду со своим верным спутником Джафаром. Наблюдая за жизнью города, великодушный Харун часто вторгается в происходящие события – чтобы уладить все конфликты, помочь нуждающимся, помирить влюбленных, наказать порок, вознаградить добродетель. Авторы сказок, рассказов, в соответствии с представлениями людей средневекового общества, с полным пониманием относились к самодурству капризного, вздорного, а порой и жестокого властелина, рассматривая это как дело естественное и нормальное.

Так, в народной литературе – иногда вопреки фактам истории – реализуется народная память о некогда бывшей идеальной эпохе, когда всем управляли строгие, но справедливые властелины, оберегавшие людей от чиновников-лихоимцев и других несчастий. Масуди, писавший более чем через сто лет после смерти Харуна, отразил память, которую оставил о себе праведный халиф: «Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком».

Лейсан Тимергалиева

В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» правитель Багдада Гарун аль-Рашид описывается как мудрый и справедливый властитель, покровитель искусств. В сказках он, переодевшись купцом, в сопровождении своего визиря Джафара Бармакида бродит по ночным улицам Багдада, чтобы узнать беды и чаяния простого люда.

У Гаруна аль-Рашида был реальный исторический прототип — багдадский халиф Харун ар-Рашид. Пожалуй, сказочного Гаруна и реального Харуна объединяло лишь одно. Оба они любили инкогнито бродить по ночному Багдаду, в сопровождении друга и визиря Джафара Бармакида. Только реальный султан казнил своего реального друга Джафара, так что действительность гораздо суровее сказок.

Харун ар-Рашид родился в 766 году в древнем городе Рей, расположенном к юго-западу от Тегерана. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов — аль-Махди. Дед Харуна — аль-Мансур был фактическим основателем и создателем огромной империи, вошедшей в историю как Аббасидский халифат.

Эта империя простиралась от Атлантики до границ Китая и от Кавказа до Индии в Азии и Судана в Африке. Апь-Мансур основал и город Багдад, который к моменту рождения Харуна ар-Рашида уже превратился в самый большой и великолепный город Востока. В Багдаде насчитывалось около 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и порядка 2,5 миллиона жителей.

Воздух в Багдаде охлаждали с помощью войлока, который растягивали и затем увлажняли водой, а она, испаряясь, спасала от дневного зноя. Около половины всей площади Багдада занимали рынки, что делало этот город центром восточной торговли.

Но главным украшением Багдада был халифский дворец, который казался сказочным. В нем находились пруды из ртути и олова, искусно сделанные из драгоценных металлов деревья, на которых щебетали механические птицы. Вокруг прудов стояли пальмы, стволы которых вплоть до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным позолоченными металлическими обручами.

Хотя детство Харуна прошло в халифском дворце среди роскоши и подобострастия окружавших его евнухов и вольноотпущенников, нельзя сказать, что он вырос изнеженным и ленивым. Напротив, он вырос набожным, образованным и сильным.

Харун великолепно владел мечом, метко стрелял из лука и крепко сидел в седле. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов. Его наставником был представитель этого рода Яхья ибн Халид, а молодой Джафар Бармакид стал его лучшим другом.

В 16 лет отец назначил Харуна командовать военными походами против Византии. Понятно, что по молодости лет тот лишь формально возглавлял военные экспедиции. Фактически руководили ими его опытные советники, но тем не менее сын халифа проявил себя в этих походах достойно. Причем, во втором из них под его началом арабы впервые достигли Босфора.

Любопытно, что юный Харун стал военачальником благодаря матери аль-Хайзуран, некогда йеменской рабыни, которой халиф сначала даровал свободу, а затем женился на ней в 775 году.

Аль-Хайзуран была не единственной женой аль-Махди. Все жены интриговали друг против друга, стараясь продвинуть своих чад поближе к халифу. Вот и аль-Хайзуран уговорила халифа поручить военное руководство их 16-летнему сыну, полагая, что это благоприятно скажется на его дальнейшей карьере.

И не ошиблась. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. В очереди к халифскому престолу он был вторым после Мусы — своего старшего брата.

После смерти аль-Махди Муса и стал халифом под именем аль-Хади. Конкурента Харуна он заточил в тюрьму и принудил дать клятву, что тот отказывается от каких-либо притязаний на трон.

Но его мать аль-Хайзуран и наставник Яхья ибн Халид такой клятвы не давали. Говорят, что именно они устранили аль-Хади, который при таинственных обстоятельствах перешел в мир иной в 786 году (есть версия, что его задушили во сне), после чего они возвели на престол Харуна.

Харун ар-Рашид вошел в историю как гениальный политик, покровитель наук и искусств, блестящий полководец и бесстрашный воин. Однако все это не совсем так. Хотя Харун стал халифом, но фактически халифатом управляли другие — те, кто привели его к власти. Его наставник Яхья ибн Халид еще долго оставался у власти и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни халифата играла главенствующую роль.


Халиф Гарун аль-Рашид принимает послов Карла Великого / Юлиус Кёкерт, 1864

Только после смерти матери, спустя три года после восшествия на престол, Харун начал брать бразды правления в свои руки, постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством. А потом и вовсе решил избавиться от них. 29 января 803 года по приказу Харуна был убит его друг — Джафар Бармакид. А бывший наставник Яхья и многие члены его семьи были брошены в темницу.

Говорят, что Джафар был не только другом, но и любовником Харуна. А о его гибели существует такая легенда: как-то халиф и его визирь вместе весело попировали, а после пира Харун приказал евнуху принести ему голову Джафара. Когда евнух с мечом в руках возник перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде.


Дань халифа Гаруна аль-Рашида Карлу Великому / Якоб Йорданс, 1663

Он убеждал, что приказ халиф отдал под воздействием вина, а утром он проспится и казнит евнуха за его исполнение. Евнух засомневался и вместе с визирем отправился к халифу. Харун, увидев их, грозно сказал евнуху: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». И слуга тут же отсек визирю голову.

Правление Харуна ар-Рашида называют «золотым временем» Аббасидского халифата. Но скорее всего, мировую славу мудрого и справедливого правителя Харуну принесли арабские купцы. Что при нем процветало, так это торговля. Его купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки. Они рассказывали по всему миру о своем великом халифе и его богатстве.

Харун был хорошим военачальником. Он успешно воевал против Византии и создал в своем халифате флот, который совершал набеги на острова Кипр и Родос. Покровительствовал он и искусствам, но в основном — искусствам, связанным с религиозной деятельностью. В отличие от сказочного Гаруна, реальный Харун был прижимист. Бедняков он не одаривал, напротив, чтобы поддержать роскошь своего двора, халиф был беспощаден при сборе налогов.

Харун был набожным, но отнюдь не добрым правителем. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию. Но оставил в заточении так называемых зиндиков — отступивших от традиционного мусульманского вероисповедания.

По отношению к иноверцам он нередко проявлял жестокость, а также ввел для них ряд ограничений. Например, они не должны были носить такую же обувь, как у правоверных. Ездить зиндики должны были не на лошадях, а на ослах. А в 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях.

Не всегда обдуманные решения халифа и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. Наиболее опасными стали выступления представителей одного из течений ислама — хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане.

То и дело против власти Аббасидов вспыхивали восстания в Средней Азии, Египте, Сирии и Тунисе. Халифу самому нередко приходилось водить армию для подавления мятежей. Во время военного похода для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии его и настигла смерть в 809 году. Уже отходя в мир иной, халиф прошептал: «О Бессмертный, прости смертного».

У Харуна ар-Рашида было три сына: Мухаммед Аль-Амин, что означает «Надежный», Абдалла Аль-Мамун — «Достойный доверия», Мухаммед аль-Мутасим — «Уверенный». Он установил для своих сыновей порядок престолонаследия. Но после его смерти они ослушались отцовского завета и устроили распрю, которая сначала привела к гражданской войне в стране, а затем — к крушению Аббасидского халифата.

Олег Логинов

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в Рейс в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785) и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился в 775 г. Аль-Хайзуран сыграла в судьбе сына немалую роль. Полигамия и безразличие к происхождению халифских жен, обычно рабынь иноземного происхождения, порождали бесконечные интриги - каждая из жен стремилась пристроить на престоле своего сына, и умелая интриганка аль-Хайзуран также существенно поспособствовала карьере Харуна.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в окружении евнухов и вольноотпущенников - мавали (так именовались жители покоренных арабами провинций, принявшие ислам), в обстановке придворной роскоши. Первоначальное воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Барма-киды - знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визиры аббасидских халифов, - играли в политической и культурной жизни мусульманской империи заметную роль. Само слово "бармак" означало сан наследственного жреца в буддийском монастыре около Балха. Члены рода Бармак приняли ислам и благодаря своим способностям возвысились в государстве до высших постов, причем Халид и его сыновья аль-Фадл и Иахья практически управляли государством. Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Иахья был поставлен воспитателем молодого наследника.

Еще юношей Харун формально возглавил две военные экспедиции против Византии, во время которых его сопровождали чиновники и военачальники высокого ранга. Разумеется, Харун по молодости едва ли играл сколько-нибудь существенную роль во время этих походов, однако участие в них юноши было задумано матерью и Иахьей, чтобы поднять его престиж и расчистить ему путь к трону. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был захвачен город и крепость Самалу, а во время второго в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода Харун был назначен правите лем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана и таким образом вместе с Иахьей, ставшим начальником его канцелярии - "дивана посланий" (диван ар-расаиль), оказался в должности высшего администратора в империи и вторым претендентом (после другого сына аль-Махди - Мусы) на пост наследника престола.

В результате интриг аль-Хайзуран и Йахьи аль-Махди принял решение назначить Харуна своим первым преемником, для чего отправился в Гурган с намерением побудить правителя этой провинции Myсу отказаться от прав на престол в пользу Харуна. Но сторонники Myсы не дремали. В дороге аль-Махди умер при таинственных обстоятельствах. Этим воспользовался управляющий двором халифа, сумевший добиться, чтобы в столице была принесена присяга верности Мусе, взошедшему на престол под именем аль-Хади. Попытка противников нового правителя в Багдаде оказать ему сопротивление была подавлена, и, чтобы полностью избавиться от соперника, Муса приказал заточить Харуна в тюрьму, где его вынудили отказаться от каких-либо претензий на трон. Жизнь Йахьи, побуждавшего Харуна к дальнейшей борьбе за власть, также была в опасности. Сторонники аль-Хади обвинили его в неверии (куфр), и ему грозила смерть.

В 786 г. аль-Хади также умер при таинственных обстоятельствах, причем в смерти его молва обвиняла заговорщиков: аль-Хайзуран и Иахью. Теперь путь на престол Харуну был расчищен. Сам он не слишком много сделал для своего возвышения, и в первые годы правления полностью возложил руководство государственными делами на Иахью, которого назначил своим визиром. Вместе с сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром Иахья оставался у власти около семнадцати лет и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни Халифата играла главенствующую роль. Может быть, таинственная смерть аль-Хади дала впоследствии основание арабскому теологу аль-Газали (1058-1111) причислить Харуна к числу узурпаторов власти.

Вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи. В меньшей мере ими в этот период был охвачен Багдад. Процесс дезинтеграции начался в западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788-м и в 794 году, вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте - следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция, обязанная снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию. Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн А"йан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Сложнее оказалось справиться с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване (Тунис) в 794-795 гг., но в 797 г. в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание, и Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани, которое продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью.

Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой про-омейядски настроенными арабскими племенами, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось столь серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Бармакидом Джа"фаром, которому удалось подавить мятеж. По свидетельству ат-Табари, волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Впрочем, возможно, что причина переезда халифа в Ракку была иная: Харун столицу империи не любил, жителей города боялся и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. С еще большими трудностями Харун сталкивался в восточных областях империи, постоянные волнения в которых были связаны не столько с экономическими притеснениями, сколько с особенностями культурных и религиозных традиций местного, в основном иранского населения. Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и обычаям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Ат-Табари сообщает, что обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью и что Харун лично занимался в Табаристане насаждением нового вероучения.

Недовольство жителей восточных провинций иногда принимало форму алидской оппозиции, а иногда хариджитских восстаний. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы - считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи.

Согласно религиозно-политической доктрине шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как "божественная благодать". В силу "божественного предписания" право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть.

В 792 г. один из алидов, Йахья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных князьков. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Иахьи. Однако Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и заключить Йахью в тюрьму.

Серьезной угрозой для власти Аббасидов были также хариджиты, число которых в Ираке, Иране, Аравии и в странах Северной Африки было весьма велико. Члены хариджитской секты были поборниками "чистоты" ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний.

В вопросах верховной власти хариджиты противопоставляли себя как суннитам с их условной выборностью халифа, так и шиитам, с их идеей божественной природы и наследственности имамата, и признавали лишь выборность главы религиозной общины без какого-либо учета его происхождения. Согласно их учению, суверенная власть в государстве должна была принадлежать всей общине "правоверных", а имам-халиф должен был быть лишь его уполномоченным.

Наиболее опасными для единства империи во времена Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 г. захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры, и Харуну ар-Рашиду пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел привести их к повиновению. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане, причем его руководитель Хамза аш-Шари в 795 г. захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну ар-Рашиду так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Харасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями.

Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна ар-Рашида от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 г., воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 г император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкиры. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Избрав Ирак своей резиденцией, аббасидские правители - предшественники Харуна ар-Рашида - утратили интерес к борьбе за господство на Средиземном море. Харун ар-Рашид был первым среди халифов династии, обратившим внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал паломничество и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 г. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию, но она не коснулась потенциально опасных халифу Алидов и "зиндиков" (еретиков), как именовались в то время все те, кто отступал от традиционного правоверия. Его подозрительность и неприязнь к Алидам были направлены даже против политически пассивного и благочестивого главы Алидов Мусы аль-Казима, провозглашенного позднее шиитами седьмым имамом. По приказу Харуна Муса был сначала сослан в Басру, а затем привезен в Багдад, где и умер, как некоторые предполагали, насильственной смертью.

Стремясь сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но и средоточием культурной жизни, Харун ар-Рашид не только не противился, но даже поощрял склонность бармакидских министров покровительствовать деятельности переводчиков, знакомивших образованную часть арабо-мусульманского общества с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Парадокс заключался в том, что, придерживаясь традиционалистской точки зрения на складывавшиеся принципы исламской догматики, Харун ар-Рашид, видимо, не отдавал себе отчета в существовании связи между интенсивной переводческой деятельностью и проникновением в ислам иноземных представлений философского и религиозного характера.

По отношению к иноверцам политика Харуна ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах.

Трудно сказать, были ли введены все эти ограничения в порыве религиозного чувства или в политических целях - из желания произвести на подданных-мусульман благоприятное впечатление набожностью и твердостью в исполнении старинных предписаний. Вместе с тем при всем своем благочестии Харун был первым халифом, приказывавшим своим секретарям писать для него проповеди, которые он в качестве главы мусульманской общины обязан был произносить по пятницам в престольной мечети.

Время правления Харуна ар-Рашида отмечалось повышенной торговой активностью. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, что сделало аббасидского халифа фигурой, известной во всем мире. Сложившаяся легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме, никак не подтвержденная арабскими источниками, возможно, отражает широкие торговые связи Халифата. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и у его современников - жителей Багдада и других городов Ирака - не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в темницу. Неприязнь к Харуну ар-Рашиду была столь велика, что в 796 г., когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы сделали попытку совершить на него нападение.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление Халифатом Бармакидам. Вступив на трон, он назначил визиром Иахью, который вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром получил неограниченные полномочия в делах внутренней и внешней политики империи. Аль-Фадл стал наместником в Иране, Армении и Азербайджане, где успешно подавлял восстания местных жителей. Несколько иная, не столь почетная миссия выпала на долю второго сына Иахьи - Джа"фара. Из источников не видно, чтобы Джа"фар управлял делами в качестве какого-либо министра, но его влияние на халифа, при котором он неотлучно находился, было весьма велико. Он был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника (надима), способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом. Ат-Табари сообщает, что его близость к халифу, которая не нравилась старому Иахье, объяснялась, кроме всего прочего, распространенным в то время пороком - гомосексуализмом.

Всемогущество Иахьи было связано главным образом с его преданностью матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. род Бармакидов стал понемногу утрачивать былое могущество. Усиливалось влияние их противника, коварного и тщеславного аль-Фадла ибн Раби"и, назначенного хаджибом (высокопоставленным придворным, камергером) вместо Бармакида. Сразу же после смерти матери Харун приказал отобрать у молодого Джа"фара государственную печать. В 796 г. против воли Иахьи наместником Хорасана был назначен некий Али ибн Иса ибн Махан. Постепенно Бармакиды стали все более отстраняться от управления государством, и за ними сохранилась лишь функция глав администрации, исполнителей воли халифа.

Падение Бармакидов подготовлялось в течение длительного времени и не было результатом внезапного решения халифа, как казалось многим современникам. Освободившись от влияния матери, честолюбивый и амбициозный халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. При этом в своих политических действиях он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему преданы и из которых он был намерен впредь формировать всю администрацию. Свою лояльность вновь назначенные чиновники доказывали тем, что в решающие моменты жизни Халифата твердо держали под контролем всех потенциальных противников правящей династии.

29 января 803 г. по приказу халифа был убит Джа"фар, а Иахья и многие члены его семьи брошены в темницу. Как это неоднократно бывало в истории, свои несправедливые действия Харун мотивировал благочестивыми соображениями и стремлением возвратиться к традициям "истинного" ислама. Напротив, в трудах средневековых историков, особенно с выраженной национальной иранской симпатией, Бармакиды всегда изображались благочестивыми, набожными и щедрыми мусульманами, их восхваляли за сооружение общественных зданий, улучшение оросительной системы, ремонт колодцев и справедливость при решении различных споров. В истории царствования Харуна ар-Рашида время их правления считалось лучшим, а историк аль-Мас"уди даже писал, что "процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление".

Последний период царствования Харуна ар-Рашида не свидетельствует о его политической зрелости и дальновидности. Некоторые из его решений лишь способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун ар-Рашид не желал прислушиваться к донесениям о плохом правлении наместника Али ибн Исы, его жестокости и лихоимстве и довольствовался ценными подношениями, которые тот ему делал. Политика наместника привела к восстанию в Хорасане, которое в 806 г. приняло особенно опасный для целостности империи характер, и Харун наконец вынужден был сместить Али ибн Ису. Но было уже поздно, и в 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться власти Багдада. Тогда Харун ар-Рашид в сопровождении двух сыновей аль-Ма"муна и Салиха двинулся с большой армией против мятежников, но из-за болезни вынужден был задержаться в Тусе. В это время в Исфахани, в тылу у армии халифа, вспыхнуло восстание хуррамитов - секты, возникшей в Азербайджане и Северном Иране. В учении хуррамитов причудливо сочетались шиитские воззрения с древнеиранским учением зороастрийского жреца-мобеда Маздака. Так и не сумев справиться с повстанцами, Харун ар-Рашид в 809 г. умер.

Своей деятельностью, особенно на последнем этапе правления, Харун ар-Рашид сильно поспособствовал начавшемуся распаду империи. Хотя Харун всячески старался упрочить власть аббасидской династии, он в конце своей жизни совершил опрометчивый шаг, разделив ее между наследниками, сыновьями от разных жен - аль Ма"му-ном и аль-Амином, что привело после смерти Харуна к гражданской войне, во время которой сильно пострадали центральные провинции Халифата и особенно Багдад. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных наследственных правителей, только номинально признававших власть "повелителя правоверных". Тяжелые последствия гражданских войн и политического распада империи были настолько очевидны, что, естественно, должно было возникнуть преувеличенное представление о благоденствии мусульман под властью последнего правителя единого аббасидского государства Харуна ар-Рашида и его министров Бармакидов. Из поколения в поколение передавалась легенда о царившем в ту эпоху всеобщем благоденствии. Однако средневековые арабские историки высказывают о времени правления Харуна ар-Рашида противоречивые мнения. В разных исторических хрониках он предстает то как благочестивый человек, то как беспутный и некомпетентный правитель.

Вторая половина 8 века нашей эры ознаменовалась ослаблением центральной власти, и отдаленные районы Халифата получили новый толчок к развитию. На фоне всеобщих изменений особенно выделялся Багдад. Довольно быстро он превратился в культурную и политическую столицу огромной мусульманской империи. В стремительно развивающемся городе торговец, архитектор, солдат - всякий мог найти работу. А особо удачливые могли сделать успешную карьеру и стать приближенными халифа, имя которому было - Харун ар-Рашид.

Сказки и реальность

Арабские сказки преподносят нам правителя Багдада как справедливого и мудрого покровителя архитекторов и ученых, мецената и творца. Образ Харун-ар-Рашида оказался столь впечатляющим, что впоследствии его имя стало нарицательным, обозначая щедрого человека, наделенного властью, доброго и справедливого. Но действительность, как всегда, оказалась намного прозаичнее волшебных преданий.

Детство халифа

В древнем городе Рей, который находится недалеко от Тегерана, в 766 году родился внук великого Аль-Мансура - основателя династии Аббасидов, которые уже долго время управляли огромным халифатом. Их владения простирались от рубежей Индии и Китая до берегов Атлантического океана. Дед Харуна ар-Рашида основал и Багдад. Последний к моменту рождения будущего халифа стал богатым и цветущим городом, главным украшением которого был дворец халифа. Матерью будущего хана стала йеменская рабыня по имени Аль-Хайзуран, которую халиф сделал своей наложницей, а после и женился на ней.

Харун ар-Рашид провел свое детство в неге и роскоши, окруженный друзьями, родственниками и мудрыми наставниками. Несмотря на окружающее богатство, он вырос сильным и выносливым - прекрасно стрелял из лука, владел мечом, был прекрасным наездником. С раннего детства его наставниками являлись представители знатного рода Бармакидов, а молодой Джафар ар Бармакид в течение многих лет был его самым лучшим другом.

Первые военные походы

По просьбе матери Харуна, в юном шестнадцатилетнем возрасте сын халифа принял участие в военном походе против Византии. Понятно, что он командовал войсками чисто номинально, все боевые действия вели более опытные военачальники. Несмотря на многочисленные наветы, которые нашептывались на ухо его отцу, противники Харуна ар-Рашида, были посрамлены. Юный наследник проявлял в сражениях незаурядную храбрость и смекалку, и ему можно было доверить более сложные дела.

После возвращения из походов, Харун ар-Рашиду поручили править Ифрикией (сейчас эта земля находится на территории современного Туниса), Арменией, Азербайджаном и Сирией. В списке претендентов на халифский престол он был вторым после своего сводного брата Мусы.

Короткое правление аль-Хади

После смерти халифа Муса занял престол под именем аль Хади. Своего брата он бросил в темницу и заставил поклясться, что никогда Харун ар-Рашид не будет претендовать на престол и верно станет служить своему брату-правителю.

Но мать Харуна и его друг Джафар такую клятву не давали, Недолго правил аль-Хади в своем халифате. В 786 году он внезапно умер, и его место занял Харун.

Цели Харуна ар-Рашида

Борьба за трон в любой империи - это долгосрочное и кровопролитное противостояние. Вступив на престол, юный Харун первым делом продолжал играть номинальную роль, а управляли страной его учителя и могущественные Бармакиды. В своих суждениях юный халиф руководствовался наставлениями своего учителя Яхья ибн Халида, немало времени он уделял и матери, которая возвела его на престол.

После смерти матери Харун ар-Рашид постепенно избавляется от влияния могущественного клана Бармакидов и берет бразды правления в свои руки. Основные противники Харуна ар-Рашида теперь - его бывшие друзья и наставники. 29 января 803 года от руки его визиря погибает Джафар - давний и самый преданный друг халифа. Был ли виной донос анонимного недоброжелателя, или всему виной подозрительность халифа - правды мы уже никогда не узнаем. От руководства были также отстранены учителя халифа, а его наставник Яхья ибн Халиф был надолго заточен в темницу.

Политика халифа

Правление Харуна ар-Рашида можно смело назвать золотым веком халифата. Безусловное военное превосходство отбивало охоту небогатых соседей поживиться набегами на окраины империи. Все попытки разжечь пламя войны безжалостно пресекались. В это относительно мирное время бурно развивается торговля. Возможно, именно арабские купцы, торговавшие со всей ойкуменой, разнесли весть о новом халифе как о щедром и мудром правителе.

Несмотря на свою славу грозного повелителя и сурового военачальника, Харун ар-Рашид был чуток к голосу ученых и милостив к бедным. За все время своего правления он ежедневно совершал молитвы. Для богословов и поэтов всегда были открыты двери, Харун часто слушал их, позволял им толковать Коран, петь хвалебные песни в собственный адрес.

Успехи в науке и строительстве

Несмотря на общее правление, в Абиссидском халифате города имели относительную самостоятельность. Халиф следил за успехами ученых из различных земель своего халифата, и приглашал к себе самых талантливых исследователей и зодчих. Благодаря такому подходу о том, какими достижениями прославился Харун ар-Рашид, вскоре узнал весь В халифате возводились мосты и мечети, строились дамбы и плотины, орошавшие сухие бескрайние земли халифата.

Появилась центральная почтовая служба, о которой в Европе в те времена даже и не слыхали. Караванные пути на территории халифата охранялись от разбойников, путешественники останавливались на постоялых дворах, не опасаясь за свои жизни и сбережения.

Великий проект

Интересно, что, по словам одного историка, Харун ар-Рашид серьезно рассматривал проекты по соединению Красного моря с водами Ромейского (Средиземного). Для осуществления этого начинания у халифа были и средства, и возможности. Данный проект был отвергнут из соображений безопасности государства - военачальники халифа всерьез опасались вторжения византийских кораблей и их прорыва к берегам Хиджаза. Повторно к этой идее вернулись спустя больше чем тысячу лет, построив на месте древнего проекта

Жена халифа

В скором времени юный халиф женился. Его избранницей стала Зубейдда ибн Джафар, внучка халифа аль Мансура. Многие достижения Харуна ар-Рашида по праву должны быть приписаны именно этой женщине. Он внесла огромный вклад в благоустройство городов, с ее подачи на улицах Багдада в темное время суток засияли огни, она одна из первых жен занялась благотворительностью. Она подарила своему мужу и повелителю сына Абу Абдаллу аль Аллаха, который в свое время стал наследником империи своего отца.

Халиф и религия

Доброта и набожность правителя странным образом сочетались с его непримиримостью к иноверцам. На заре своего правления он объявил амнистию, помиловав сотни разбойников и воров, но оставив в темницах людей, толкование Корана которыми отличалось от общепринятого. В христинском мире таких людей называли бы еретиками. Так называемые зиндики должны были публично отказаться от неправильного учения и внести определенную мзду за свое освобождение.

Иноверцы подвергались в халифате унижениям и должны были подчиняться более жестким правилам. Например, им запрещалось носить такую же обувь, какую носили мусульмане. Им не разрешалось ездить на лошадях - основным средством передвижения для христиан и других иноверцев считались ослы. Не пользовались поддержкой в халифате и сторонники других религий. В 806 году Харун ар-Рашид в благочестивом рвении сделать мусульманство единственной религией на своей земле, приказал разрушить все христианские святыни на своих землях, фактически запретив исповедовать христианство в своем халифате.

Последние дни халифа

Агрессивная политика насаждения ислама в конце концов пошатнули безмятежное царствование Аббадинского халифата. Различные течения мусульманского вероисповедания находили своих сторонников на окраинах большой империи. Вспыхивали восстания в Египте, Тунисе и Средней Азии. Многочисленные войны опустошали казну и требовали непосредственного внимания правителя. Халифу часто приходилось единолично руководить военными походами. Во время возвращения Харуна из одного такого похода, в 809 году, его настигла смерть. Говорят, что последними словами халифа были: «Бессмертный, прости смертного».

Харун ар-Рашид

Харун ар-Рашид /763, Рей – 809, Тус/ — пятый халиф Аббасидского халифата в 786-809 гг. Время его правления были временем экономического расцвета и победных походов против христианской Византии.

Отец – халиф аль-Махди (правил в 775-785 гг.), мать – аль-Хайзуран. Воспитателем ар-Рашида был Йахья ибн Халид из иранской династии Бармакидов. Бармакиды – знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визири аббассидских халифов, — играли в политической и культурной жизни Халифата заметную роль.

Еще юношей Харун возглавил две военные экспедиции против Византии. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был взят город-крепость Самала, а во время второго похода в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода он назначается правителем Ифрикии (совр. Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана.

В 786 году ар-Рашид становится халифом и сразу же назначает своего воспитателя Йахью ибн Халида аль-Бармаки своим визирем. Вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джафаром Йахья оставался у власти около 17 лет.

Известно, что халиф Харун ар-Рашид внес большой вклад в исламизацию провинций Дайлам и Табаристан. Также он усматривал свой главный религиозный долг в войнах с Византией. Арабо-византийские войны происходили при нем почти ежегодно, и во многих военных экспедициях он лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко вглубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802 гг.), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 году император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии своего сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкары. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражений от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Харун ар-Рашид был первым среди правителей-аббасидов, который обратил внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал хадж и жестоко преследовал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 году. Еженедельно, по пятницам, халиф произносил проповеди в столичной мечети в качестве главы мусульманской общины.

Халиф хотел сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но главным очагом культурной жизни. Его бармакидские министры, при одобрении халифа, покровительствовали деятельности переводчиков, знакомивших мусульманское общество с трудами индийских, иранских и греческих авторов.

Во время его правления расцвела торговля. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, сделало его имя знаменитым во всем мире. В Европе даже сложилась легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме. Двор халифа был центром традиционных арабских искусств.

О личности Харуна ар-Рашида подробно написано в средневековых арабских источниках (труды ат-Табари, аль-Масуди и др.). Сказочный образ Халифа представлен в сказках «Тысячи и одной ночи».