Достижение нирваны в буддизме. Достижение нирваны

Достижение нирваны в буддизме. Достижение нирваны
Достижение нирваны в буддизме. Достижение нирваны

Четыре благородных истины, можно сказать, составляют суть буддизма и рассказывают, что нужно делать со страданиями людей. Эти истины гласят, что жизнь живых существ полна различных страданий, и эти страдания имеют начало (причину) и конец, и вы можете достичь нирваны, чтобы прекратить эти страдания. Благородный восьмеричный путь подробно описывает, что необходимо делать для достижения нирваны. Иными словами, Четыре благородных истины описывают болезнь человеческого существования, а Восьмеричный путь дает рецепт, позволяющий исцелиться. Понимание истин и прохождение пути позволит вам достичь мира и счастья в этой жизни.

Шаги

Часть 1

Как следовать Благородному восьмеричному пути

    Регулярно медитируйте. Медитация является ключом к работе ума и позволяет приблизиться к нирване. Медитация должна стать частью вашей повседневной жизни. Вы можете учиться медитировать самостоятельно, но учитель всегда направит вас и позволит овладеть техникой правильно. Можно медитировать в одиночестве, но медитация в группе под руководством учителя принесет бо льшие плоды.

    • Вы не сможете достичь нирваны без медитации. Медитации позволяют лучше понять себя и окружающий мир.
  1. Практикуйте правильное воззрение. Буддийские учения (то есть Четыре благородных истины) можно назвать линзой, через которую вы должны смотреть на мир. Если вы не можете принять учение, то вы не сможете достичь нирваны. Правильное воззрение и правильное понимание - это основа пути. Смотрите на мир реалистично, а не так, как вам хотелось бы его видеть. Вы должны стремиться познать реальность полностью, через линзу объективности. Это требует от вас исследования, изучения и познавания.

    Имейте правильные намерения. Нацельтесь на то, чтобы развивать в себе поведение, соответствующее вашей системе убеждений. Действуйте так, словно вся жизнь заслуживает сострадания и любви. Это должно относиться как в вам самим, так и к остальным живым существам. Отвергайте эгоистичные, жестокие или ненавистные мысли. Любовь и ненасилие должны быть вашим главным принципом.

    • Проявляйте любовь ко всем существам (людям, животным и даже растениям), независимо от их статуса. Например, относитесь к богатым и бедным одинаково уважительно. Представители всех профессий, рас, этнических групп и возрастов должны быть равны для вас.
  2. Следите за правильной речью. Третий шаг - это правильная речь. Практикуя правильную речь, вы не должны лгать, распространять клевету, сплетни или говорить грубо. Говорите только добрые и правдивые слова. Ваши слова должны вдохновлять и радовать других. Знайте, когда нужно промолчать и ничего не говорить - это очень важно.

    • Практикуйте правильную речь каждый день.
  3. Правильно ведите себя. Ваши действия зависят от того, что в вашем сердце и уме. Относитесь к себе и к другим людям доброжелательно. Не портите жизнь и не крадите. Живите мирной жизнью и помогайте другим жить также. Будьте честны, взаимодействуя с другими людьми. Например, не обманывайте и не вводите других в заблуждение, чтобы получить желаемое.

    • Ваше присутствие и действия должны быть положительными и улучшать жизнь других людей и общества в целом.
  4. Выбирайте правильный образ жизни. Выбирайте профессию или деятельность в соответствии со своими убеждениями. Не выполняйте работу, которая причиняет вред другим людям, связана с убийством животных или с обманом. Продажа оружия или наркотиков, работа на скотобойне не согласуются с правильным образом жизни. Какую бы работу вы ни выбрали, вы должны выполнять ее честно.

    • Например, если вы работаете в сфере продаж, то не обманывайте и не лгите людям, покупающим ваш товар.
  5. Практикуйте правильные усилия. Прикладывайте правильные усилия ко всему, что делаете, чтобы добиться успеха. Избавьте свой ум от негативных мыслей и сконцентрируйтесь на положительных мыслях. Делайте все с интересом (учитесь в школе, делайте карьеру, дружите, занимайтесь хобби и так далее). Постоянно практикуйте позитивное мышление, поскольку это не всегда происходит естественным образом. Это подготовит ваш ум к практике осознанности. Вот четыре принципа правильных усилий:

    Практикуйте осознанность. Осознанность позволяет видеть реальность и вещи такими, какие они есть. Четыре основы осознанности - это созерцание тела, чувств, состояний ума и явлений. Когда вы осознанны, вы находитесь в настоящем моменте и открыты любому опыту. Вы сконцентрированы в настоящем, а не в прошлом или в будущем. Будьте внимательны к своему телу, своим чувствам, своим мыслям, своим идеям и всему, что вас окружает.

    • Жизнь в настоящем освобождает вас от желаний.
    • Осознанность также означает быть внимательным к чувствам, эмоциям и физическому состоянию других людей.
  6. Фокусируйтесь на своем уме. Правильное сосредоточение - это способность концентрировать свой ум на одном объекте и не отвлекаться на посторонние влияния. Прохождение всего пути позволит вам научиться концентрироваться. Ваш ум будет сфокусирован и не будет наполнен стрессом и тревогой. У вас будут хорошие отношения с собой и со всем миром. Правильная концентрация позволяет вам ясно видеть, то есть видеть истинную суть.

    • Концентрация подобна осознанности. Однако, когда вы концентрируетесь, вы не осознаете все чувства и ощущения. Например, если вы сконцентрированы на экзамене, вы сконцентрированы только на процессе сдачи экзамена. Если бы вы практиковали осознанность во время экзамена, то вы смогли бы ощутить свои эмоции во время сдачи экзамена, увидеть действия других людей или как вы сидите во время экзамена.

    Часть 2

    Как достичь нирваны в повседневной жизни
    1. Практикуйте любящую доброту (метта бхавана). "Метта" означает неромантическую любовь, доброту и дружелюбие. Эти чувства приходят из сердца, и их можно взращивать и практиковать. Обычно практика включает в себя пять этапов. Если вы новичок, постарайтесь уделить каждому этапу по пять минут.

      • Этап 1: почувствуйте "метту" по отношению к себе. Сфокусируйтесь на чувствах мира, спокойствия, силы и уверенности. Вы можете сказать себе: "Пусть я буду здоров и счастлив".
      • Этап 2: подумайте о друзьях и обо всех людях, которые вам нравятся. Повторите фразу: "Пусть они будут здоровы, пусть они будут счастливы".
      • Этап 3: подумайте о тех людях, к кому вы не испытываете никаких чувств (нейтральное отношение) и мысленно отправьте им "метту".
      • Этап 4: подумайте о тех людях, которые вам не нравятся. Вместо того чтобы думать, почему они вам не нравятся, и взращивать в себе мысли ненависти, отправьте им "метту".
      • Этап 5: на последнем этапе подумайте обо всех людях, о каждом отдельном человеке и о себе. Отправьте "метту" людям своего города, региона, страны и людям всего мира.
    2. Практикуйте осознанное дыхание. Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусироваться на своих мыслях. С помощью этой медитации вы научитесь практиковать осознанность, расслабляться и избавляться от тревоги. Сядьте в удобное для вас положение. Спина должна быть прямой и расслабленной, плечи - расслаблены и слегка откинуты назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда вы найдете удобное и правильное положение, начните практику. Она состоит из нескольких этапов. Уделите каждому этапу хотя бы по 5 минут.

      Поддерживайте и воодушевляйте других. Конечная цель буддизма - достижение внутреннего мира и разделение этого опыта с другими людьми. Достижение нирваны будет полезным не только для вас, но и для всего мира. Вы должны стать источником поддержки и вдохновения для других. Это очень просто - как обнять и поддержать кого-то в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным. Если человек важен для вас или делает вам что-то хорошее, расскажите ему о своих чувствах. Пусть люди знают, как вы им благодарны и как цените их. Если у кого-то был неудачный день, выслушайте, дайте возможность этому человеку выговориться.

      Помните о сострадании к людям. Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания дарит радость всем людям. Практиковать сострадание можно по-разному:

      • Выключайте сотовый телефон, когда проводите время с друзьями или родными.
      • Смотрите другим людям в глаза, особенно когда с вами разговаривают, слушайте, не перебивая.
      • Занимайтесь волонтерской деятельностью.
      • Открывайте двери для других людей.
      • Будьте чуткими по отношению к другим людям. Например, если кто-то расстроен, обратите на это внимание и постарайтесь понять причины. Предложите свою помощь. Выслушайте и проявите заботу.
    3. Помните об осознанности. Практикуя осознанность, вы должны уделять внимание тому, что вы думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность нужно практиковать не только во время медитаций, но и в повседневной жизни. Например, будьте осознаны во время приема пищи, когда принимаете душ или одеваетесь. Начните с того, чтобы практиковать осознанность во время одного определенного вида деятельности, фокусируясь на ощущениях в своем теле и на дыхании.

      • Если вы хотите практиковать осознанность во время еды, то сконцентрируйтесь на вкусе, текстуре и запахе пищи, которую вы едите.
      • Когда моете посуду, обратите внимание на температуру воды, на то, как действуют ваши руки, когда вы моете тарелки, и на то, как вода ополаскивает тарелки.
      • Вместо того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор, когда вы одеваетесь и собираетесь на учебу или на работу, подготовьте себя к тому, чтобы делать это в тишине. Следите за своими ощущениями. Чувствуете ли вы усталость или полны сил, вставая с постели? Какие у вас возникают ощущения в теле, когда вы принимаете душ или одеваетесь?

    Часть 3

    Четыре благородных истины
    1. Определите страдания. Будда описывает страдания иначе, чем мы привыкли о них думать. Страдания являются неотъемлемой частью жизни. Дукха - это истина, гласящая, что все живые существа страдают. Мы привыкли описывать словом страдания такие состояния, как болезнь, старение, травмы, физическую или эмоциональную боль. Но Будда иначе описывает страдания: он описывает их как, главным образом, невыполненные желания и тягу (привязанность) к чему-либо. Желания и привязанности являются причиной страданий, потому что люди редко чувствуют себя удовлетворенными или довольными. Как только одно желание оказывается удовлетворено, появляется новое желание, и это порочный круг.

      Выявите причины страданий. Желания и невежество - это корень страданий. Неисполненные желания - это худший тип страданий. Например, если вы больны, вы страдаете. Когда вы больны, вы хотите чувствовать себя лучше. Ваше неудовлетворенное желание быть здоровым намного тяжелее, чем дискомфорт, вызванный болезнью. Каждый раз, когда вы желаете чего-либо (вещи, возможности, человека или достижений), чего-то, что вы не можете получить, вы страдаете. Путь к нирване должен опираться на три идеи. Во-первых, вы должны иметь правильные намерения и мышление. Во-вторых, вы должны жить правильными намерениями и мыслями каждый день. Наконец, вы должны понимать истинную реальность и иметь правильное отношение ко всем вещам.

    • Ваш личный путь к просветлению может отличаться от пути других людей: как уникальна каждая снежинка, так уникален и путь каждого человека. Практикуйте то, что вам нравится, кажется естественным или правильным.
    • Пробуйте разные методы медитации, ведь медитация - это лишь инструмент или метод, который вы используете на пути. Для достижения цели могут пригодиться различные инструменты.
    • Нирвана достигается тогда, когда прекращается неправильное представление о существовании себя и всего остального. Есть различные методы достичь этого состояния. Ни один из них не является правильным или неправильным, лучшим или худшим. Иногда достичь нирваны удается случайным образом, а иногда это требует много времени и сил.
    • Никто другой не знает, каков ваш путь, но иногда учитель может подсказать, куда идти. Большинство учителей/традиций/сект очень крепко привязаны к описанному пути просветления, и одно из главных препятствий на пути к этому просветлению - эта привязанность ко мнению/точке зрения. Вы не должны забывать об иронии на своем пути.
    • Индивидуальная практика крайне необходима для достижения нирваны. Роль учителя - помочь вам расти и становиться духовно самостоятельными. Роль учителя - не создавать созависимость и регресс до инфантильного состояния, а напротив. К сожалению, первое случается очень и очень часто.
    • Достичь нирваны, вероятно, нелегко. Это может занять много времени. Даже если вам кажется, что это невозможно, продолжайте пытаться.
    • Вы можете практиковать буддизм самостоятельно, но вероятнее вы добьетесь бо льших успехов, если отправитесь в храм и найдете учителя. Не спешите с выбором, а доверяйте собственной интуиции - пусть даже поиски правильного учителя займут время, вы получите только преимущества. Есть хорошие учителя, а есть не очень хорошие. Поищите в интернете храмы, группы (сангхи) или учителей, узнайте, что говорят о них и их учениях.
    • Восьмеричный путь нелинеен. Это путешествие, в которое вы отправляетесь каждый день.
    • Найдите то, что вам нравится и посвятите себя этому делу.
    • Ни на миг не забывайте о преимуществах, которые дает просветление. Постоянно напоминайте себе о них, и пусть это мотивирует вас.
    • На пути каждого охватывают сомнения.
    • Пробуждение может угаснуть, но знание невозможно потерять.
    • Пробуждения остаются, со временем они становятся глубже.
    • Пробуждения часто случаются во время серьезных личных кризисов.
    • Сконцентрируйтесь на практике и, возможно, вы добьетесь цели. Стоит сконцентрироваться на цели, и практика не даст результата.
    • Найдите в интернете группы или курсы по обучению медитации пробуждения. Вы наверняка найдете много полезных ресурсов.
    • Нирваны можно достичь при помощи любых духовных или религиозных практик, даже если эти практики отрицают существование нирваны. Существует множество доказательств этому. Например, очень часто последователи христианства говорят о том, что к ним пришло озарение, что Бог открыл им истины и тому подобное.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.

Понятие в буддизме

Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.

Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.

Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:

  • «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
  • «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.

Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении .

Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.

На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».

Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет :

  • освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
  • прекращение череды перерождений;
  • состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
  • главная цель в раннем буддизме и среди буддистов толка.

Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.


Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.

Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».

Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.

Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.


Этапы достижения

Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.

Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.

Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.

Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.


Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:

  1. Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
  2. Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
  3. Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.

Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:

  • Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
  • Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
  • Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.

Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.

А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.


Чем отличается нирвана в индуистской религии

Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.

Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.

Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.


Заключение

В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)

Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта

Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.

Нирвана - это беспорно конечная цель человеческого существования. Нир - это отрицание, вана означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана - это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания.

Существует три пути в Нирвану:

  1. Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.
  2. Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В одно и то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.
  3. Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.

Нирвана должна быть достигнута в течение жизни, это не состояние, достигаемое после смерти. Нирвана, которая совершенна, радостна и благословенна, имеет два аспекта:

  1. Просветлённое состояние в этой жизни, когда процессы, формирующие наше существование ещё присутствуют.
  2. Нирвана после смерти (Махапаринирвана), где утрачены узы пяти групп привязанности.

Нирвана не является отсутствием всего, лишь потому что мы не способны к её восприятию. Существует хорошая история, иллюстрирующая это. Жила-была черепаха, дружившая с рыбами, и вот после её возвращения с земли подружка рыба спросила, где она была. Когда та ответила, что была на земле, рыба захотела узнать, что такое земля, но так и не могла понять, как что-то может быть твёрдым, на чём можно стоять, потому что она никогда не знала ничего, кроме окружавшей её воды.

Кто достигает Просветления и Нирваны?

Нет такой вещи, как "я" или душа, достигающая просветления. Гораздо важнее избавиться от иллюзии "я", чем освободиться от страданий. Узы цикла рождения и смерти - это огонь, перепрыгивающий с одного фитиля на следующий. Просветление подобно угасанию огня. Огонь был здесь, но где он сейчас, мы не можем сказать.

санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Отличное определение

Неполное определение

Нирвана

санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване. Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти. Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий. В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье». В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).

Отличное определение

Неполное определение ↓